РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА, ИЛИ СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА

Из книги «РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА» Шатунов М. В.

В 1986 году в Москве на Малой сцене театра им. Станиславского состоялось рождение системы русского рукопашного боя, которую ее создатель Александр Константинович Белов назвал — «славяно-горицкая борьба».
По иронии судьбы, система, родившаяся на сцене, на ней и осталась. Дело в том, что большинство турниров по Горице (как еще называют эту борьбу) проходят именно на сценах театров и дворцов культуры. А между тем мы предпочитаем проводить соревнования на природе.
Итак, создание и распространение славяно-горицкой борьбы по просторам России — свершившийся факт. У многих возникает вопрос, почему борьба называется именно «славяно-горицкая»? Дабы разрешить возникающие заблуждения, читателю предоставляется краткий обзор истории создания и развития славяно-горицкой борьбы.
Необходимо отметить, что эта система является итогом воссоздания традиционных форм состязательного поединка славян, в особенности русского народа. Название борьбы отражает этнически обобщенное направление европейской состязательной культуры. В частности, наиболее яркую и самобытную традицию состязательного боя — погребальные поединки на насыпном кургане («горице») в воинском культе; обрядовые действия имеют историческое название — тризна.
Появление славяно-горицкой борьбы предварял длительный процесс собирания и изучения отечественных боевых традиций. В основу разработок легли результаты архивных и экспедиционных исследований, изучение обрядов и народных игрищ регионов Центральной России (Обоянь, Стародуб, Тверь, Ямута, Ростов, Владимир, Москва), русского Севера (Олонец, Кострома, Кологрив, Кичменгский городок, Вологда), Урала (Пермь) и Западной Сибири (Кулунда), а также изучение символики, мировоззрения и культовой архаики дохристианской эпохи славян; народных сказаний; традиционных плясок; былиноведческого материала, народных сказок и побывальщин; проводившихся ранее в этой области исследований и опросов; наконец, помогает сама практика ратоборств.
Славяно-горицкая борьба родилась как сплав трех отечественных традиций состязательной культуры славян: общеродовое направление, воинское, земледельческое. Также в нее вошла техническая база русской борьбы («в схватку», «в крест», на поясах, «на вольную», «на вороток», «на ручку», «на щипок», медвежья борьба), кулачного боя («сеча», стеношный бой), палочного боя, линейного боя, охотницкого боя.
Каркасом всей системы стала универсальная система перемещений, берущая начало из общеродовой состязательной традиции (именуемая в славяно-горицкой борьбе «свилей»).
Изначально славяно-горицкая борьба задумывалась как фольклорное направление, поэтому вполне умещалась в горицком образе. После смены ориентиров и перехода на принцип комплектования и развития технического арсенала в соответствии с идеей максимальной боеспособности название перекочевало в архаизм, не имеющий практически ничего общего с тем содержанием, которое вкладывается теперь в название системы. Тем не менее внешние формы славяно-горицкой борьбы являются прямым следствием русской ратоборческой культуры, сегодняшним его воплощением. Необходимо помнить, что славяно-горицкая борьба никогда не была застывшим явлением. Дело в том, что ее идейной базой является славянское язычество, в своей сути полностью отрицающее догматизм и ортодоксальность.
Мы не занимаемся голым копированием традиций и оживлением прошлого в настоящем, мы стремимся строить будущее, стараясь прогнозировать его с помощью прагматического традиционализма.
Поэтому славяно-горицкая борьба развивается одновременно в четырех основных направлениях:
1. Традиционный раздел (классический);
2. Штурмового боя раздел («новая традиция»);
3. Тотального боя раздел («бой на выживание»);
4. Боевой раздел (совокупность прикладных принципов).
Разговор об этих направлениях борьбы мы поведем в дальнейшем.
Для начала попробуем разобраться, что для «русского стиля» характерно, а что абсолютно не вписывается в его традицию. Предлагаю обратиться к таблице, которая поможет читателю разобраться в хитросплетениях современного русского стиля через систему отличий.
Наряду со всеми перечисленными в таблице характерными особенностями, присущими русской состязательной традиции в целом, славяно-горицкая борьба имеет свои собственные установки, являющиеся отражением ее методологии. Вот некоторые из них:
1. Противник всегда жертва, даже если он сильнее или превосходит в количественном соотношении сил. Противник — жертва всегда и когда он нападает на вас, и когда вы атакуете первым.
2. В бою преимущества противника нужно уметь превращать в его недостатки.
3. Воин не должен ничего бояться. В жизни не должно быть ни одного явления, способного вызвать у него чувство страха.
4. Готовность к атаке для воина равносильна жизнеспособности. Атаковать нужно уметь из любого положения и без специальной подготовки.
5. Результативность боя — это поражение наибольшего числа противников.
6. Самая естественная техника боя — это та, которая используется в стихийной уличной драке. Драка — это инстинкт. Чем ближе к нему стоит ваша техника боя, тем она жизнеспособней.
7. В каждом бою у вас есть шанс победить. Он может быть один и едва уловим, но он есть всегда.
8. Боец должен быть неожиданным, непонятным и непредсказуемым. Непредсказуемым можно быть лишь на основе высокой профессиональной выучки. Ограниченные знания никогда не способны противостоять высокому классу практической эрудиции.
9. Борьба должна развиваться постоянно, каждый день. Если существует хотя бы одно явление в мировой практике боя, которому она не способна противостоять, значит она — отжившая, ненужная рухлядь.
10. Настоящий боец способен вести бой в любой среде. Бой является для него естественным состоянием, все остальное время жизни — состоянием промежуточным.
11. Природа сделала нас такими, какие мы есть. Не следует отождествлять боеспособность тела с его физическим совершенством. физическое совершенство — лишь одна из базисных форм подготовки. Системно подготовленный человек самых средних возможностей может и должен одержать верх над превосходящим его противником.
12. В бою воин не оставляет себе времени на то, чтобы понять, что происходит вокруг. Воин действует на основе чувства.