Современная методика подготовки борцов достаточно совершенна, и тренеры, как правило, подводят к соревнованиям спортсменов без заметных изъянов в технической, тактической, физической подготовленности. Следует заметить, что благодаря современной информации даже отдельные методические находки очень быстро становятся достоянием широкого круга тренеров. Поэтому повышенные требования к качеству подготовки в целом — таков, по нашему мнению, основной резерв дальнейшего повышения мастерства борцов.
В системе подготовки борцов высокой квалификации центральное место занимают взаимосвязанные звенья: тренировка — соревнования — восстановление. И мастерство тренеров во многом определяется умением взаимоувязывать эти звенья. Если в пределах относительно короткого времени подготовки, скажем к турниру, вопросы подготовки обычно успешно решаются, то на более продолжительном отрезке, например в пределах сезона, оптимально взаимоувязать их, обеспечить преемственность всех циклов и звеньев подготовки и добиться постоянного устойчивого роста спортивного мастерства— задача значительно более сложная. Все знают массу примеров, когда молодой, быстро восходящий борец вдруг останавливается в своем росте, а то и совсем теряется.
Следует отметить две трудности, связанные с многолетней подготовкой дзюдоистов. Во-первых, это специфика дзю-до, выражающаяся в очень высоких требованиях к технической подготовленности. Во-вторых, наличие весовой категории. В наше время одинаково готовить дзюдоистов различных весовых категорий нельзя, ибо «усредненная тренировка» дает и средних борцов.
Известно, что добиться высоких спортивных результатов в спорте, и в частности в борьбе дзю-до, можно лишь при четком планировании всех сторон подготовки спортсменов в многолетних занятиях спортом.
При планировании и осуществлении подготовки борцов тренеру приходится решать много задач. Назовем хотя бы самые крупные: совершенствование технико-тактического мастерства, общей и специальной физической подготовленности, повышение работоспособности, непосредственная подготовка к конкретным соревнованиям, морально-волевая и теоретическая подготовка и др. Чаще всего тренеры пытаются решать такие задачи относительно изолированно, с тем чтобы обеспечить целенаправленное влияние на конкретную сторону подготовленности. Но при этом неизбежно осуществляется воздействие и на другие компоненты подготовки. Учет таких незапланированных (да и запланированных) воз-действий очень не прост. И порой это приводит к тому, что тренировочный эффект не всегда соответствует ожидаемому. Поэтому в совершенствовании планирования имеются значительные резервы повышения эффективности подготовки борцов.