В Японии говорят, что альфа и омега будо заключены в рэй. Агрессивность и боевой инстинкт будут лишь усиливаться, если их не ограничивать в процессе боевой практики. Чтобы управлять группой, движимой этими агрессивными инстинктами, и уберечь ее от распада, необходимы определенные правила. Этикет и дисциплина, вероятно, родились в связи с такой необходимостью, и именно они-то и позволяют нормально функционировать этим правилам. Поединок, лишенный правил и этики, относится к животному миру, а не к миру будо. Бугэй (техники войны) и будзюцу — это не более чем средства ведения войны. Рэй выражается просто поклоном.
Но рэй объединяет в себе понятия воспитанности, вежливости, уважения, почтения, иерархии, признательности. Рэйги (этикет) — это выражение взаимного уважения внутри общества. Рэй можно также понимать как средство определения своего положения перед лицом другого. Можно также сказать, что это средство осознания своего положения.
Иероглиф рэй состоит из двух элементов: симэсу и ютака. Симэсу: божественный дух, вселяющийся в алтарь.
Ютака: гора и священный сосуд, содержащий пищу — два рисовых колоска, сосуд, наполненный пищей, изобилие. Соединяясь вместе, эти два элемента выражают идею алтаря, на котором в качестве приношения находится большое количество пищи и перед которым ожидается приход божества… праздник.
Ги: человек и порядок. Изображает порядок или то, что является образцом для подражания. Таким образом, рэйги — это то, что изначально управляет священным торжеством. Вполне вероятно, что этот смысл появился как результат общения между людьми, когда устанавливался церемониал, определявший иерархические отношения.
Если каждый будет знать свое истинное место, это значит, что каждый будет знать самого себя. И в самом деле, знать самого себя — это значит знать ту миссию, которую вам предопределило небо. Выполнить то, что предназначено вам небом, — это и означает подчиняться порядку, установленному в космосе; и в таком случае нет места ни колебаниям, ни противостоянию, и это устанавливает истинный мир в вашей душе. Если человек делает этот космический порядок моделью структуры человеческого общества и если он следует этому принципу в малейших своих действиях, то этим достигается то, что называется рэйги-дзахо. Уважая эти правила, человек может возвыситься. Существует естественная иерархия в семье: дедушка, бабушка, отец, мать, дети, внуки, старшие, младшие. Военная организация, для правильного функционирования, требует иерархии званий: генерал, полковник, майор и т. п. То же самое мы наблюдаем и в религиозных организациях: папа, патриарх, кардинал, епископ… Точно так же и в будо: мастер, ученик, сэмпай, кохай, дохай*, высшие уровни, начинающие, старшие и младшие. Все эти отношения действуют одновременно. Этикет заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае устанавливать правильное равновесие. Для того чтобы сохранять этот порядок, должна соблюдаться почтительность к учителю, правильное поведение по отношению к сэмпаю, правильный этикет по отношению к кохаю и дохаю.
Соблюдение этих правил является условием равновесия и выживания того сообщества, о котором идет речь. Выше мы уже упоминали об усилении агрессивности и боевых инстинктов в процессе практики будзюцу, но не будем забывать, что, хотя эти инстинкты по всем моральным и эти ческим понятиям подлежат ограничению, они существуют и необходимы для выживания человеческого рода. Однако если эти инстинкты выйдут из-под контроля, то насилие и жестокость наполнят все действия, начнутся злоупотребления в отношении более слабых, презрительное к ним отношение или, напротив, заискивание перед сильными при одновременной ненависти по отношению к ним.
Когда человеческие поступки регулируются посредством этикета, то возникает пространство, которое позволяет относительно легко справиться с эмоциями. Этикет, направляя энергию, позволяет использовать ее в позитивном ключе и тем самым служит цели установления контроля над проявлениями человеческого «я», стремящегося отдаться животным инстинктам.
В религии, благодаря постоянному повторению сложных ритуалов, передающихся из поколения в поколение, эмоции естественным образом оказываются под контролем, и свободно развивается религиозное чувство. И это ощущают не только верующие, но и посторонние наблюдатели. Любое движение, выполняемое в соответствии со строгими правилами этикета, устанавливает контроль над агрессивностью, укрепляет стабильность духа и приводит в спокойствие. В мире будо то же самое происходит в додзё. Эффективность, естественно вытекающая из этого, воспринимается как практикующими, так и присутствующими наблюдателями, и в то же время и те и другие проникаются атмосферой, передаваемой традицией. Поэтому следует полностью отдать всего себя без остатка практике, чтобы взять под контроль любые эмоции, несовместимые с будо: страх, беспокойство, презрение к другим, чрезмерное разрастание эго, и прогрессировать телом и духом. Те, кто выжили после того, как побывали на грани между жизнью и смертью, получили в свое распоряжение не только хорошую технику, но сверх того приобрели ясное представление о ситуациях, которые становятся возможными благодаря спокойствию, ясности сознания и хладнокровию. Это то, что позволяет действовать с необходимой решительностью. Такое поведение является прямой противоположностью бравадам хвастунов и их эмоциональному перевозбуждению. Поистине, движение вперед и обретение «силы» состоит в развитии спокойствия и внутренней решительности гораздо больше, чем в овладении техникой.
Можем ли мы называться людьми, если не стремимся жить в мире, который дорожит своими детьми? Не считаете ли вы, что для того, чтобы построить общество на основе взаимного уважения, необходимо снова обратиться к тому этикету, который некоторые желали бы выбросить, как старую бесполезную мебель, но который является частью общечеловеческого наследия. Возьмем такое простое действие, как расстановка обуви вдоль татами. Оно учит нас классифицировать и располагать вещи по порядку, и в результате дает нам почувствовать удовлетворение и важность такого состояния духа. Тщательно выполнить определенное действие означает подготовить условия, благоприятные для выполнения следующего действия, то же самое происходит в практике будо.
Мир рэй не стремится лишь к достижению личного удовлетворения. Удовлетворение, которое испытывают другие, также является его частью. Развитие этического сознания создает условия, когда возникает необходимость расставить обувь и других, если она оставлена не на своем месте.
Если дух признательности по отношению к кохаю будет выражен одной простой фразой: «Благодарю вас, за то, что вы предоставили возможность так хорошо поработать сегодня», то кохай будет счастлив, точно так же, как будет доволен сэмпай, если его поблагодарят за занятие, которое он провел. Этикет, как и все остальное, должен быть выработан в самом себе, а это значит, что его духом должны быть проникнуты все движения.
Было бы нелепо говорить: «Вы должны меня уважать, потому что я ваш сэмпай» или «Вы должны поставить меня на пьедестал, потому что я ваш учитель». Уважение по отношению к сэмпаю не должно чем-либо провоцироваться. Кохай должен совершенно естественно испытывать желание уважать сэмпая. Сэмпай, со своей стороны, принимает на себя заботу о кохае, поскольку кохай занимает свое определенное место, благодаря которому сэмпай занимает свое. Дух благодарности, уважения, признательности, когда он пронизывает весь этикет, воспринимается другими как нечто само собой разумеющееся. Этикет регулирует также и взаимные отношения между людьми. Иерархия устанавливается естественным образом, когда к этикету относятся с уважением. Необходимо, чтобы этикет был выражением человечности и шел от сердца. Недостаточно выполнить формальный поклон. Если сердце не приучено к уважению, то форма — не более, чем пустая раковина. Следует с уважением относиться к личности другого человека. Действия, выполняемые в соответствии с правилами этикета, порождают чистое сердце и благородное поведение.