Николай ЕГОРОВ, президент Федерации айкидо России
Из новейших Боевых Искусств Востока айкидо, пожалуй, самое таинственное и противоречивое. Демонстрируя искусство любви и гармонии, Стивену Сигалу удается легко расправляться и с боевиками-террористами и с мастерами различных стилей боевых искусств. С одинаковым интересом айкидо занимаются сотни тысяч девушек, юношей, детей дошкольного возраста и пенсионеров.
Что же делает айкидо таким привлекательным и для спецназовцев и для фотомоделей? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к истории создания современного айкидо.
Прежде всего, айкидо — это традиционное боевое искусство. Поскольку источниками айкидо были клановые самурайские школы (Кито-рю дзю-дзюцу, Сиинкаре-рю, Ягиу-рю дзю-дзюцу, Дайто-рю айки-дзюдзюцу и др.), то можно сказать, что техническую основу айкидо составляют наиболее эффективные приёмы из арсенала традиционных школ боевых искусств.
Многие годы, боевые искусства всего мира развивались именно по такому пути, совершенствования наиболее эффективных технических и психологических приёмов. Цель занятий была предельно ясна — стать сильнее, быстрее и точнее.
20-й век довёл до совершенства огнестрельное оружие, зона поражения которого во много раз превосходит дистанцию, традиционную для боевых искусств. Казалось бы, потребность в изучении различных воинских школ, стилей и направлений должна стать гораздо меньше, но в 20-м веке мы имели прямо противоположную, на первый взгляд, парадоксальную картину. Бурно развивались традиционные и спортивные стили, общедоступными становились «закрытые» клановые школы. Наконец, что ещё более удивительно, создавались новые направления. Одним из таких новых видов и стало айкидо. В середине 20-го века знаменитому японскому мастеру Морихэю Уэсибе удалось объединить актуальную и тогда и сейчас философию мирного сосуществования с формой боевого искусства.
Основной принцип айкидо — использование силы противника против него самого. Поэтому айкидо представляет собой идеальную систему самозащиты, включающую в себя броски, удары, удушающие приёмы и болевые удержания. Техника айкидо характеризуется использованием круговых движений при уходе с линии атаки и для выведения противника из равновесия, а поскольку прикладная цель айкидо — выжить в экстремальной ситуации, то технические приемы направлены, как правило, против наиболее уязвимых частей тела.
Философские, психологические и технические принципы нового боевого искусства оказались настолько актуальны, что в додзе стали приходить те, кто ещё несколько лет назад преспокойно сидел дома, даже не помышляя об изучении ударов, подсечек, бросков и прочих атрибутов любого боевого искусства. Особенно для айкидо стали характерны группы, состоящие из домохозяек, представителей интеллигенции, студентов и детей. Процент же тех, для кого занятие единоборствами является частью профессиональной подготовки, снизился и составляет в среднем 10% — 20% от общей массы любителей айкидо.
Тринадцать лет проведённых мною в додзе в качестве инструктора, а в целом, опыт двадцати пяти лет преподавания боевых искусств, даёт основание сделать следующий вывод. Наши студенты, прочитавшие на фонарном столбе объявление о наборе в группу с таинственно-мистическим названием «айкидо», даже не предполагают, чем, собственно, им предстоит заниматься, и что они, на самом деле, получают в результате систематических занятий.
Наблюдая за учениками, регулярно посещающими тренировки, не трудно заметить, что решение о начале занятий айкидо принимается под действием одних причин, а продолжение тренировок, и тем более переход в разряд профессионалов происходит по совершенно другим причинам. Многие говорят, что хотят научиться защищаться, но никто не говорит о желании избавиться от состояния тревожности и неуверенности в себе. Многие говорят, что хотят «войти в форму», но никто о самореализации и т.д.
Поскольку никаких исследований в этой области не проводилось, я позволил себе для определения всего очень широкого комплекса получаемых эмоций, двигательных навыков, ощущений и переживаний ввести понятие айкитерапия.
Дело в том, что и любители айкидо, впервые вошедшие в додзе, и умудрённые опытом профессионалы, фактически, неосознанно подвергаются действию сильнейшей системы духовного, физического и психологического оздоровления. Уникальность которой, состоит в ненавязчивой и абсолютно нетрадиционной для западной терапии форме боевого искусства.
Мои рассуждения основаны на нескольких постулатах:
— существует непосредственная связь между физическим телом и психическим состоянием человека;
— стрессовые ситуации автоматически вызывают телесную реакцию;
— изменения физической оболочки непосредственно отражаются на психическом состоянии.
Мы не первый год разрабатываем эту тему, уже подготовлены специальные комплексы сложнокоординированных упражнений, направленных на улучшение согласованности и координации движений, а, следовательно, устранение внутренних противоречий между мыслями, эмоциями и действиями. Разработаны рекомендации для работы с людьми, пережившими сильные психологические травмы, для реабилитации участвовавших в военных действиях. С моей точки зрения, регулярные занятия айкидо, проводимые профессиональным инструктором, могут не только в достаточной степени закрыть осознанную учеником брешь в собственном физическом развитии (исправить осанку, сбавить вес…), но и удовлетворить подсознательные психологические потребности, а также имеют лечебный и профилактический эффекты.
Польза от занятий айкидо чрезвычайно многообразна. От улучшения элементарной физической подготовки до снятия хронических мышечных и, как следствие, психологических напряжений. К счастью, в России есть профессиональные инструкторы, которые имеют необходимую квалификацию и честно делают своё дело. Но есть и немало таких, для которых айкидо — просто способ зарабатывания денег. Ожидать каких-либо положительных результатов от занятий с «бизнесменами» не стоит.
К великому сожалению, принятый Закон о лицензировании в области спорта практически не работает. Механизм по его применению до сих пор не выработан. А те проекты, с которыми мне удалось ознакомиться, направлены на всё что угодно, кроме повышения профессионального уровня инструкторов. В длинном перечне необходимых документов нет ни одного, подтверждающего «айкидошную» квалификацию преподавателя. Сегодня любой любитель восточной экзотики, имеющий физкультурное образование, может получит лицензию на преподавание айкидо. Что, кстати, и происходит довольно часто.
Всё, что мы можем — это предоставлять достоверную информацию, относительно того, кто есть кто. На основании документов, подтверждающих профессиональный уровень, мы проводим сертификацию и публикуем списки официальных инструкторов ФАР (в том числе и на нашем сайте в Интернете). Называя, таким образом, преподавателей айкидо, за которых ФАР несёт ответственность.
Вообще развитие айкидо как вида спорта в России до недавнего времени было сопряжено с большими трудностями. Дело в том, что спортом называется вид, прежде всего соревновательной деятельности, а поскольку по айкидо соревнования не проводились, то и спортом мы формально называться не могли. Отсюда возникали проблемы и с классификацией и с арендой залов и, конечно, с финансированием.
В итоге для устранения всевозможных коллизий и противоречий, руководство Госкомспорта поручило нам введение спортивного аспекта в айкидо и разработку спортивного варианта классификации.
На сегодняшний день студенты, занимающиеся в структуре ФАР имеют возможность получить не только традиционные «Кю» или «Даны», но и российские спортивные звания и разряды, набрав определенное количество баллов, или заняв определенное место на соревнованиях.
Соревнования по айкидо проходят в той же форме, что и традиционные аттестации, т.е. в форме показательных выступлений.
Отказ от контактных поединков объясняется, прежде всего, традиционным характером боевого искусства айкидо, который сохраняется и в спортивных соревнованиях. Любая спортивная схватка (по каратэ, дзюдо, абсолютным поединкам) – это набор определенных правил, т.е. разрешенных и запрещенных приемов. В айкидо технически разрешено все. Миролюбивый характер айкидо проявляется только в психологических, нравственных и этических ограничениях, но не в технических.
Во время выступлений спортсмены должны показать в обстановке, приближённой к реальной, насколько грамотно и эффективно они умеют защищаться. Исполнение каждым участником различных элементов оценивается судьями по 10-ти бальной системе.
Для повышения технического уровня спортсменов, а также для унификации аттестационных требований в разных школах айкидо существующих в РФ были введены национальные технические нормативы.
Другими словами, возможность получить спортивного звания или разряда предоставляется только обладателям определённого национального «Кю» или «Дана».
Дело в том, что в аттестационных программах различных школ не оговаривается ни продолжительность самого экзамена, ни скорость, ни сила, с которой должны выполняться экзаменационные атаки. Если серьёзная организация, то атакуют «без дураков». Я сам неоднократно видел, как претендентов на очередной «Дан» по нашей школе «Рюшинкан» отправляли в нокдаун. Примерно так же по интенсивности и реальности проходят экзамены в школе знаменитого Niko — Стивена Сигала. Однако в ряде других организаций аттестации проводятся чисто формально с заранее известным положительным результатом. Безусловно, количество черных поясов в таких школах, будет и впредь неуклонно расти. Но получить спортивное звание, по которому можно будет объективно судить о том, кто есть кто в российском айкидо случайные люди не смогут.
Надо сказать, что само понятие «чёрный пояс» с психологической точки зрения является одним из самых сложных в боевых искусствах. Нашим студентам частенько кажется, что получение чёрного пояса является конечным пунктом всего обучения. На самом деле это только первая ступень, с которой можно серьёзно начать заниматься айкидо. Необходимо понять, что вся предыдущая работа была направлена только на обучение элементарным двигательным навыкам, умению расслаблять и напрягать определённые мышечные группы в нужной последовательности, правильному дыханию и изучению геометрии технических приёмов. Психологически очень трудно, проведя несколько лет на татами и успешно сдав экзамен, снова ощутить себя учеником и ещё с большим усердием начать тренироваться. Вообще, умение объективно оценить свои успехи крайне важно для людей, вставших на путь «До» гармонии «Ай» с энергией окружающего мира «Ки».
Айкидо чрезвычайно популярно в мире. Ещё десять лет тому назад, во время своего первого визита в Америку я был просто поражён количеством объявлений о наборе в группы айкидо. Даже позавидовал: сколько учителей, сколько возможностей но, побывав на тренировках, понял, что меня совершенно не устраивает общепринятое на западе отношение к айкидо. Лучше всего оно выражается фразой: «Must be fun!». Инструктор не может ни научить, ни сам толком сделать технику, а ты должен быть «fan» (кайфовать) и, конечно, платить деньги. Понятно, что речь идёт не о всех школах поголовно, и в Америке и в Европе есть очень сильные мастера и сильные школы, но не даром один из лучших мастеров айкидо Стивен Сигал в одном из интервью сказал: «В Америке айкидо нет». К сожалению, тенденция перерождения западного айкидо в айкиробику заметна. С моей точки зрения, российское айкидо в целом более основательно и практично. Думаю, что наши 3-и, 4-ые Даны, соответствуют 5-м, 6-м среднеевропейским. Нас уважают и в Японии и в Европе за боевой дух, за привычку пахать на татами и за внутреннее понимание традиций и этикета. Невозможно представить себе русского айкидошника, подходящего к сэнсею со словами: «Извини, учитель, я устал, пойду, покурю». У нас демократия ещё не достигла таких размеров. А в Голландии, например, это явление обычное.
В заключении, хочу сказать традиционное для всех айкидошников: «О’негай шимас!» (давайте поработаем вместе) и пожелать успехов всем любителям боевых искусств.
Телефон федерации 725-47-05
P.S. Вышел в свет компакт-диск “Энциклопедия Айкидо”. Помимо текстовой информации по истории, философии, особенностях Айкидо, на компакт-диске подробно освещаются вопросы базовой подготовки, а также аттестационные комплексы на 5-й и 6-й КЮ. Диск содержит насколько сотен видеоклипов и фотографий.
По вопросам оптового приобретения компакт-диска обращайтесь по телефону 725-47-05