Боевое искусство как не нужный товар

Из книги К.И. Кизявка «ВСЯ ПРАВДА О БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ»

Пришла пора остановиться на том несомненном факте, что мир единоборств не столь однороден, как это кажется на первый взгляд. Причем граница, проходящая между его огромными материками, лишь меньшей своей частью расположена в реальности. Большая ее часть лежит в болезненном сознании начинающих заниматься тем, что принято называть боевыми искусствами, рукопашным боем или спортивными единоборствами.
Несомненно, нож может быть и оружием убийцы, и инструментом врача, и орудием археолога. Мы ясно представляем себе каждую из этих ипостасей ножа и, соответственно применению,определяем характеристику: оружие, медицинский инструмент, шанцевый инструмент.

Отчего же при переходе на понятия, характеризующие, например, каратэ, здравый смысл живенько поднимает белый флаг и чурается какой-либо адекватности? Нереальность скрывается здесь в разнородности определений единственного понятия. Я спросил одного клиента, в чем отличие каратэ как рукопашного боя от каратэ как боевого искусства. Десять минут он вообще не мог понять, о чем его спрашивают, и даже после того, когда понял, он сказал: «Наверное, одним японцы занимаются, а другим — корейцы»…

Это вам, уже размышляющим над шизофреничн’остью нашего восприятия, его ответ может показаться веселым и наивным. Большинство же людей даже не предполагает, что есть какая-то разница между, например самбо-спортом и самбо-бизнесом. А зачем? Самбо и самбо. Танец какой-то латиноамериканский…
Моя грусть о том, что создали красивые душой люди, и что названо ими «боевым искусством».

«Да! — кричат современные ценители единоборств, покалеченные собственными телевизорами и фантазиями. — Мы хотим, мы требуем боевые искусства!»

Дорогие мои! А зачем вам, собственно говоря, эти самые боевые искусства?

Попробуйте как-нибудь задать этот вопрос несведущему человеку, убежденному в ясном и непогрешимом понимании основ боевых практик. О! То, что вы услышите в ответ, окрасит в печальные тона остаток ваших дней и поможет увидеть, как от Homo отрывается и постепенно уходит в никуда казавшееся незыблемым sapiens. Я приведу здесь возможные варианты ответов.

1. Научиться круто драться.
Самый распространенный ответ. Большинство предполагают, что занятия боевым искусством помогут валить налево и направо бесчисленных врагов в барах, кафе, ресторанах и подворотнях.

2. Получить черный пояс или стать чемпионом мира.
Имеющие подобную цель думают, что боевое искусство поможет им подняться над другими, стать самыми «крутыми» в мире, а то и во Вселенной.

3. Стать тренером и заработать кучу денег.
Есть и такие, кто предполагает, что знания и умения, полученные от боевого искусства, можно дорого продать бесчисленным желающим их получить.

Что можно сказать по поводу приведенных ответов? Ни один из них не имеет никакого отношения к тому, что называется «боевым искусством». Здесь важно определить, кем называется.

Блуждающие в туманных глубинах воспаленного разума могут и дядю назвать тетей и тетю дядей… С точки зрения диалектики словесных жонглеров и это будет правильно. Однако мы пытаемся строить наше понимание боевых реалий на твердом основании. Зыбучие пески словоблудия здесь вряд ли подойдут. Потому обратимся к основам и основателям. Основатель наиболее известного боевого искусства современности Морихей Уесиба говорил: «Вы ошибаетесь, если полагаете, что боевое искусство означает иметь противников и врагов и быть сильным, чтобы одолевать их. Нет ни противников, ни врагов для истинного боевого искусства».

Желание научиться драться — предполагает врагов. Желание стать чемпионом — подразумевает быть сильнее всего мира. Желание заработать — это желание удовлетворить существующие на этом рынке желания драться и быть сильнее других. Получается, что во всех этих желаниях совершенно отсутствует желание заниматься боевым искусством. Вот такие парадоксы рождаются в глубинах нашего сознания. Мы хотим того, чего на самом деле не хотим.

Говоря все о том же каратэ, можно сделать вывод, что большинство клиентов не хотят заниматься им как боевым искусством. Реально им нужен либо рукопашный уличный бой, либо спорт высоких достижений, либо бизнес.Оставим этих людей на некоторое время наедине с их заблуждениями и попытаемся подробнее разобраться с тем, что же такое «боевое искусство».
«Истинное боевое искусство — это работа любви. Это труд давать жизнь всем существам и не убивать, не бороться ни с кем. Любовь — это хранитель божественности во всем. Ничто не может существовать без любви. Боевое искусство — это реализация любви».

«Совершенствоваться в технике, побеждать и проигрывать — Это не истинное боевое искусство. Боевое искусство не знает поражения. «Никогда не проигрывать» означает «никогда не сражаться».

Я говорил о грусти… мне действительно очень грустно наблюдать, как созданное Морихеем Уесибой величайшее боевое искусство «айкидо» превращается сегодня в банальный бизнес, погоню за поясами и пародию на рукопашный бой. В противовес всем замыслам создателя рождаются на свет монстры под названиями: «реальное айкидо», «айкидо для уличного боя Стивена Сигала» и пр. Даже мастера школ и федераций айкидо в своих речах умудряются говорить об «эффективности айкидо в бою», о «возможности драки с несколькими врагами», о «взятии айкидо на вооружение спецслужбами»…

Впрочем, история человечества не раз показывала нам этот процесс преображения от Христа к кострам инквизиции и враждующим конфессиям, от Омара Хайяма и Авиценны к поясам «шахидов», от коммунистического равенства и братства к партийным льготам, загородным виллам и спецмагазинам…

Не будет лишним заметить, что есть категория людей, прекрасно понимающая, что такое «боевое искусство», но относящаяся к нему более чем скептически. Они считают, что «истинное боевое искусство» это либо старческая блажь выживающих из ума мэтров единоборств, либо та самая религиозная шелуха, от которой ваш покорный слуга несколько страниц назад сам призывал всячески избавляться. Такие мнения складываются от отсутствия глубокого понимания сущности боя.

Архитектор, сделавший первый набросок будущего дома, мечтает когда-нибудь увидеть этот дом в жизни. Это не болезнь и не религиозная вера, а вполне обоснованная, не оторванная от реальности проекция в будущее. Совершенно так же мастер достаточно высокой степени понимает, к чему в идеале может привести человека правильно поставленный тренировочный процесс. И этот идеал у всех мастеров высшего класса принимает загадочно одинаковые очертания того самого «боевого искусства», о котором говорили мэтры. Здесь же возникает некоторая схожесть с религиозными взглядами, проповедующими ненасилие и миролюбие. Однако схожесть эта кажущаяся.

Религиозное ненасилие исходит из веры в божественные награды и наказания. Ненасилие «боевого искусства» основывается не на вере, а на прогнозируемой реальности, в которой любой противник настолько слаб, что может быть достоин только жалости, а не ответной агрессии.

Конечно, в деле распространения «боевого искусства» основатель айкидо Морихей Уесиба пошел дальше других. Он решил, что на все предшествующие боевому искусству ступени (см. часть II, главу 4} вообще не стоит тратить драгоценные усилия. Он предложил заниматься боевым искусством с первой же тренировки, чтобы менять не столько форму движений тела, сколько миропонимание, устройство души. Он считал, что этот подход способен до такой степени изменить внутреннюю суть человека, что в реальном мире не останется для него ни агрессии, ни врагов. Был Мастер прав или нет, мы, к сожалению, узнать не можем, так как ученики, которые должны были проверить на практике учение мэтра, не только не проверили его, но постарались забыть о существовании самого учения, дабы извлечь из айкидо или прибыль, или славу, или, что самое нелепое, некую «смертоносную технику».

Но что это я все о печальном. Вернемся к нашим заблудшим братьям. Мы определились с рынком. Увидели, что народ на самом деле интересуется вовсе не боевым искусством, как это может показаться на первый взгляд, а банальным бизнесом, спортом и рукопашным боем. Учитывая, что моя специализация и есть искомый толпой рукопашный бой, перейдем к нему. Кстати, тут тоже есть некоторый простор для развития умственных спекуляций и психических расстройств.