Церемониальные поклоны в стиле дза рэй проводятся в положении сэйдза. Ладони при этом располагаются на татами на расстоянии 15 см впереди колен, пальцами внутрь. Грудь наклонена вперед, до пола, локти слегка расставлены. Голова наклонена, но не касается татами, она расположена по одной линии с туловищем. Бедра не следует поднимать от татами и отрывать от пяток.
После поклонов сэнсей снова поворачивается лицом к ученикам и повторяет дза рэй. Ученики также делают дза рэй еще раз.
Звучит команда:
– Мокусо!
Начинается двухминутная медитация перед тренировкой.
Длительные периоды молчания во время медитации как часть технических упражнений могут быть скучными и до боли неудобными. Ученик должен сидеть в неудобной для него традиционной позе сэйдза, на коленях, причем его колени и лодыжки соприкасаются с жестким деревянным полом или матами. Ему не разрешается вытянуть ноги или откинуться в поисках более удобного положения. Позиция сэйдза не бесцельна, так как в ней заключается выгодное безопасное положение для себя и других, бдительность и экономия места в додзё, а также она ведет к развитию гибкости и укреплению тела.
Когда сеанс дза дзэна проводится перед началом тренировки, его назначение в том, чтобы отрешиться от всего житейского, обыденного и оставить его за порогом додзё – святого «места, где ищут Путь». Настрой на высокий духовный лад и решимость трудиться во имя цели способствуют преодолению привычной озабоченности и хаотичной распыленности сознания, помогают достигнуть предельной собранности, восприимчивости, концентрации духа и боеготовности.
Дза дзэн, завершающий тренировку, должен освободить сознание от напряжения, перевести его в просветленно– гармоническое состояние заслуженного покоя. На этом фоне возможно обзорное мысленное воспроизведение проделанной работы и посыл самого важного представления в подсознание для внутренней доработки.
Самостоятельные сеансы дза дзэна также способствуют восстановлению гармонического состояния и обнаружению новых возможностей для духовного роста.
Статические упражнения, так называемое сидение в покое, имеют важное значение в постижении мастерства в каратэ. Подобные упражнения практиковались уже 2-3 тысячи лет назад. Легендарный мыслитель Лао Цзы толковал о «пустотности сердца, наполненности живота», «доведения пустотности до предела», «погружении в полную безмятежность и покой»; философ IV-III веков до новой эры Чжуан Цзы говорил о «сидении в забытьи».
В первой половине нашего столетия также появилось немало трудов о статических упражнениях. К примеру, такие книги, как «Сидение в покое по методу Инь Шицзы» известного современного философа Цзян Вэйцяо, «Квинтэссенция сидения в покое» Дин Фубао и другие. Пришедшие из Китая традиции медитивных статических упражнений по-прежнему сохраняются и распространяются не только в Японии. Во многих японских вузах и школах перед уроком студенты и учащиеся в обязательном порядке 2-3 минуты уделяют подобным упражнениям. Их предписывается выполнять также и перед чтением вслух классических стихов, перед тренировкой по каратэ, различные их формы предусматриваются в ходе «чайной церемонии», занятий каллиграфией, икебана. Можно утверждать, что в Японии статические медитативные упражнения знакомы всем, без различия пола и возраста.
Во время «сидения в покое» психическая деятельность и дыхание «стабилизированы», кора головного мозга и нервная система получают возможность отдохнуть, дыхание становится глубже и «тоньше», что улучшает снабжение организма кислородом. Отсюда «ясность» мышления после выполнения таких упражнений.
Медитация в дза дзэн дает замечательный эффект по следующим причинам:
а) навыки «регулирования тела» позволяют полностью расслабиться, раскрепоститься перед тренировкой и в то же время поднять мышечный тонус, а после тренировки – быстро снять усталость;
б) навыки сосредоточения, «регулирования сознания», обеспечивают закалку сознания и психики. Перед тренировкой они помогают постепенно погрузить сознание и психику в «безмятежность и покой» – гармонизировать внутреннее состояние, исключить посторонние мысли, раскрепостить сознание. Погружение коры головного мозга в состояние «покоя» позволяет сосредоточиться на главной задаче, сконцентрировать на ней физические и духовные силы без напряжения, чтобы заставить мышцы работать с полной отдачей. И, таким образом, повысить интенсивность тренировки;
в) перед тренировкой полезно «отрегулировать дыхание», что стимулирует и углубляет процессы «регулирования тела» и «регулирования сознания».
По окончании медитации подается команда:
– Мокусо ямэ! (открыть глаза!)
Первым поднимается сэнсей и подает команду «татэ!» (встать!), затем встают обладатели черных поясов, коричневых и т.д. Последними встают ученики с белыми поясами.
Начинается тренировка.
Данный ритуал в начале и конце занятий проводится на каждой тренировке.
С целью укрепления дисциплины в додзё во время занятий с первых дней необходимо разъяснить ученикам правила поведения на тренировке:
– нельзя разговаривать в строю во время объяснения сэнсеем правил выполнения технического действия и в процессе его отработки;
– нельзя портить, ломать оборудование и тренажеры в додзё;
– нельзя входить в додзё в обуви и верхней одежде;
– входя в зал и выходя из него следует поклониться додзё и товарищам, которые в нем находятся;
– к учителю следует обращаться на «вы», по имени-отчеству или «сэнсей»;
– подойдя к учителю с вопросом или просьбой, следует поклониться;
– при отработке технических элементов в паре перед началом занятий необходимо поклониться друг другу;
– нельзя ссориться друг с другом в секции, в школе, вне стен додзё; уважительно относится к родителям, учителям, ко всем людям;
– нельзя опаздывать на тренировку. Если опоздал – извинись и попроси разрешения встать в строй;
– нельзя пропускать тренировки без уважительных причин;
– любые замечания, критика запрещены. Ученики работают молча, следуя лишь указаниям учителя;
– во время тренировки ученик может покинуть место занятия только с разрешения учителя, при этом запрещается пересекать место занятия через центр, а следует это делать по краю додзё;
– ученик должен следить за безупречным состоянием спортивной формы. Кимоно всегда должно быть чистым и соответствовать требованиям, предъявляемым спортсменам, занимающимся каратэ.
В ходе тренировок, если учитель вызвал из ряда ученика, чтобы показать новое техническое действие, ученик обязан, выйдя вперед и становясь в строй, поклониться учителю. Нерадивость, медлительность, невежливость, любое нарушение ритуала наказываются отжиманием от пола на кулаках от 10 до 50 раз.
На занятиях учитель подает резкие, отрывистые команды по названиям упражнений. Ученики обязаны молча, быстро, организованно и ритмично их исполнять.
В додзё категорически запрещается прерывать процесс тренировки неприличным поведением, громким разговором или ненужным шумом. Все, что требуется от учеников – внимание, самоконтроль и дисциплина. Если в ходе тренировки развязался пояс или тесемки на брюках, куртке, то одежду поправляют покинув с разрешения инструктора строй, сидя на коленях. Возвращение в строй также происходит только с разрешения. Если у ученика есть серьезная причина, чтобы прервать тренировку, например, плохое самочувствие, усталость, болезнь, он должен обратиться к сэнсею с просьбой разрешить прекращение тренировки. Ведь пропуски занятий – это не только шаги назад в обучении, но и небрежное, безответственное отношение к занятиям, основным принципам каратэ до.