Древняя Корея
Приблизительно в 3000 году до н. э. Корейский полуостров заселили тунгусские племена, пришедшие из Центральной Азии. При палеолитической культуре (использующей изготовленные из камня орудия труда) они исповедовали анимистическую религию, считая, что все живые существа обладают душой, пребывающей вне физической оболочки. Согласно преданию, легендарный Тангун основал первое корейское королевство в 2333 году до н. э.
Бронзу впервые завезли в Корею в 108 году до н. э. китайцы, основавшие на полуострове свои колонии и познакомившие коренное население с передовыми для того времени сельскохозяйственными технологиями. Вследствие распространения подобных достижений цивилизации и объединения племенных групп на территории Кореи образовалось три государства, не имевших четко обозначенных границ. Это были Пэкче, Когурё и Силла, возникшие в 18, 37 и 57 годах до н. э. соответственно.
Так началась эпоха, известная в корейской истории под назва
нием «Периода трех королевств».
Когурё, самое крупное из трех королевств, занимало большую часть Корейского полуострова, простираясь на юг от границы с Китаем. Незначительные по размерам Пэкче и Силла располагались на южной оконечности Корейского полуострова.
Благодаря подавляющему превосходству в занимаемой площади и военной мощи Когурё стало совершать набеги на своих более мелких южных соседей. Пэкче и Силла, отражая вторжения Когурё с севера, одновременно воевали и друг с другом.
Королевство Силла, занимавшее незначительные территории на юго-востоке полуострова, обратилось за помощью к китайской династии Тан. Посланником Силлы при дворе династии Тан был Ким Чунч Уе. Ему удалось убедить китайские власти выступить на стороне Силлы против вооруженных сил Когурё и Пэкче. Между Силлой и Китаем было подписано соглашение, в соответствии с которым при победе армий Силлы и китайцев все земли к югу от Пхеньяна отходили Силле, а северные от Пхеньяна территории поступали в распоряжение Китая. При разгроме союзниками Пэкче вся занимаемая этим королевством земля становилась полной собственностью Силлы.
В 660 году н. э. объединенная группировка войск Китая и Силлы нанесла поражение армиям Пэкче. После завершения войны правительство династии Тан, проигнорировав подписанное соглашение, развернуло на территории Пэкче пять военных баз. Более того, оно попыталось образовать и несколько китайских анклавов внутри самой Силлы. Хотя это и вызвало негодование правительства Силлы, оно не могло рисковать своими войсками, бросая их против армий династии Тан, поскольку вопрос с королевством Когурё еще не был решен.
Вторжение в Когурё китайских войск с севера и нападение вооруженных сил Силлы с юга оказались менее успешными, чем их предыдущие совместные военные достижения. Однако в этот критический для страны момент умер Ён Кае Со Мум, король Когурё, и в королевстве вспыхнула борьба за власть между его братом и двумя сыновьями. Истощенное внутренними разногласиями, правительственным кризисом и продолжительной войной, королевство Когурё пало под натиском китайской армии, возглавляемой Ли Чи, и войск Силлы, которыми руководил Ким Ин Мум.
Теперь, когда общая цель Китая и Силлы по уничтожению Когурё была достигнута, недавние союзники развязали войну между собой. Военные действия сплотили народы Силлы, Когурё и Пэкче, которые, объединившись, нанесли китайским армиям сокрушительное поражение. После окончания войны с Китаем все земли к югу от реки Таедонг перешли, наконец, под власть одного правительства.
В этот период непрекращающегося военного противостояния появилась первая официальная организация бойцов, занимавшихся корейскими боевыми искусствами, известная как Хваран. Возникновение этой группы отборных воинов аристократического происхождения стало возможным только после объединения трех королевств Кореи.
Хваран
Замысел о создании военизированной организации Хваран (Цветущей молодежи) впервые возник у короля Силлы Чинхунга в 576 году н. э. Хотя королевство и располагало собственной армией, уровень боевой подготовки ее солдат был весьма посредственным — именно по этой причине Силле никак не удавалось самостоятельно одолеть Когурё и Пэкче за долгие годы вооруженного противостояния. Поэтому король Чинхунг постановил собрать группу одаренных молодых людей, представляющих высшие слои общества и исключительно преданных трону, которые бы активно изучали все известные виды военной деятельности, чтобы затем эффективно использовать свои знания и умения в вооруженной борьбе против Когурё, Пэкче и китайской династии Тан. Единственная проблема заключалась в том, чтобы отобрать достаточное количество молодых людей благородного происхождения, полностью отвечавших предъявляемым к ним требованиям. Предполагалось, что избранные воины составят группу Хваран, которая в своей деятельности будет руководствоваться сводом этических норм, разработанным известным буддистским монахом по имени Вонгван. Эти правила, вошедшие в историю под названием Кодекса Хваранга, гласили:
1) верно служить королю,
2) почитать родителей,
3) быть преданным друзьям,
4) никогда не отступать в бою и
5) убивать милосердно.
Считалось, что если молодых людей собрать в группы и обучать буддизму, этике и искусствам, то наиболее талантливые из них неизбежно выделятся из общей массы. Для этой цели были выбраны две придворные дамы, в задачу которых входило собрать вокруг себя одаренных юношей. Девушек звали Наммо и Чунжон. Несколько сот мужчин уже начали проходить курс обучения, когда Чунжон в приступе ревности отравила вино в бокале Наммо и выбросила в реку тело своей несчастной соперницы. Королевский суд приговорил преступницу к смертной казни, а юноши, оставшиеся без обеих наставниц, были распущены по домам.
Король Чинхунг не отчаялся и предпринял очередную попытку создания организации профессиональных воинов. Для этого в семьях придворных вельмож отбирались молодые люди приятной наружности. Некоторым из них только успело исполниться по двенадцать лет. В королевском дворце их переодевали в самые изысканные наряды, а искусные гримеры старательно раскрашивали им лица, приводя их в соответствие с современными требованиями красоты. Отобранные юноши проходили интенсивный курс обучения буддизму, поэзии и пению, поскольку предполагалось, что тот, кто добьется успехов в этих видах деятельности, более остальных склонен проявить себя и в военных дисциплинах. Таким образом, самые способные из молодых людей и образовали придворный Хваран.
Группа отобранных юношей, которую теперь стали называть Хваран, наряду с продолжением изучения буддизма и искусств занималась и многими видами физической деятельности, необходимой для полноценной боевой подготовки. В тренировочную программу воинов Хварана входило скалолазанье и плаванье в бурных водах горных рек в самые холодные месяцы года. Они изучали разнообразные виды рукопашного боя, владение мечом, посохом, багром, копьем и стрельбу из лука.
Считается, что именно в группе Хваран получил свое развитие вид рукопашного боя под названием субак. В результате активных занятий бегом в горной местности воины Хварана развили сильные мышцы ног. Поэтому в практикуемой ими системе рукопашного боя большое место занимали техники ударов ногами.
К концу седьмого века Хваран стал переживать упадок, а затем и полностью прекратил свое существование в качестве военной организации. Члены группы стали более известны не как воины, а как специалисты нетрадиционных способов лечения, интерпретаторы буддизма и поэты.
Субак
Принято считать, что первым боевым искусством Кореи был субак. Корейские историки датируют его возникновение периодом правления легендарного короля Тангуна {2333 год до н. э.). Однако в поддержку этой версии не существует никаких исторических доказательств.
Документально подтверждено то, что субак был известен в Корее в четвертом веке новой эры. На росписи мавзолея Как Ше в Когурё изображены два бойца, сражающиеся в стиле субак. Однако трудно сказать что-либо определенное о техниках этого вида боевых искусств, поскольку сохранность росписей оставляет желать лучшего.
Историки полагают, что субак был основным рукопашным боевым искусством вооруженных сил в последний период существования трех королевств. Субак тогда существовал в качестве дополнения к многочисленным искусствам владения оружием. Таким образом, основной акцент в этом виде делался на атакующие техники, при помощи которых можно было быстро нанести поражение противнику.
К окончанию эпохи трех королевств мастеров субака становилось все меньше и само искусство начало утрачивать свое значение. В этот период возник еще один вид корейских боевых искусств, который называется юсуль. Для этого стиля были характерны мягкие захваты, на которых, как полагают многие историки, позже была выстроена вся система японского джиу-джитсу.
С появлением юсуль на Корейском полуострове образовались две совершенно противоположные школы боевых искусств. Одна из них практиковала жесткий, линейный, атакующий стиль субак, а другая исповедовала мягкий и оборонительный стиль юсуль. В этот же исторический период субак начал трансформироваться в тхэккён.
Тхэккён
Тхэккён возник в тот временной отрезок, когда все боевые искусства в целом переживали быстрый упадок, последовавший за объединением трех королевств Корейского полуострова в единое государство. Являясь производной формой субака, тхэккён был агрессивным и жестким стилем. В Корее установился временный мир, и занятия боевыми искусствами утратили свою практическую ценность для гражданского населения. После объединения трех королевств династия Силла (688-935 годы н. э.) превратила страну в централизованное буддистское государство, в котором процветали изящные искусства, а боевые искусства за ненадобностью быстро пришли в упадок. Интерес к юсулю стал пропадать почти так же быстро, как в свое время возник, и к концу VII века это искусство практически прекратило свое существование. Тхэккён, таким образом, остался единственной в стране боевой системой, сохранившей связь с древним искусством субак.
Династия Силла пала в 935 году. В результате устроенного мятежниками государственного переворота к власти в стране пришла династия Коре (935-1392 г.). Внутренние конфликты, не прекращавшиеся в Корее в эту эпоху смены правительства, никак не отразились на жизни рядовых граждан и не повлияли на развитие философского мировоззрения. В 1170 году представители рода Чо, устроив военный переворот, захватили власть в стране и принялись искоренять идеалы буддизма, проповедуемые гражданским населением.
В 1231 году в северные территории Корейского полуострова вторглись монгольские завоеватели. Правительство Чо направило большую часть своих вооруженных сил на борьбу с захватчиками, которые, однако, благодаря уже только подавляющей численности своих войск без труда расправились с корейскими армиями. В 1258 году режим Чо был свергнут, и к власти в стране вернулось правительство Коре, поддерживаемое монголами.
Несмотря на то что в этот период страна находилась в состоянии активного военного противостояния захватчикам, этсч не смогло пробудить интереса гражданского населения к занятиям боевыми искусствами. В центре внимания народа были философия и изящные искусства, но не политика. К боевым искусствам на всей территории Кореи в эту эпоху относились с презрением и высокомерием, чему способствовал и указ короля Чун Мока (1344-1348 г.), полностью запрещавший гражданским лицам заниматься искусством тхэккён.
Восстание против монгольского правления, разразившееся в 1356 году, ознаменовало собой начало нового периода беспорядков на Корейском полуострове. После нескольких десятилетий партизанских войн династия Коре была низвергнута, и на смену ей пришла династия Йи (1392-1909 г.), поклявшаяся в верности китайской династии Мин и заручившаяся ее поддержкой.
Правительство династии Йи, отказавшись от буддизма как национальной религии страны, заменило его конфуцианством. В результате этих преобразований появилась квалифицированная бюрократия, способствовавшая формированию упорядоченной общественной структуры государства и быстрому росту образовательного уровня населения. На протяжении всего периода правления династии Йи активно развивались культурные связи Кореи с Китаем и Японией. В эту эпоху происходил взаимный обмен знаниями о боевых искусствах между тремя государствами, правда, оставленный без внимания правительственными органами и наблюдавшийся только на бытовом уровне. В Корее открывались частные школы китайского кунг-фу и японского каратэ. Техники национального стиля тхэккён хотя и испытывали на себе влияние китайских и японских боевых систем, по-прежнему оставались уникальными по своим ярко выраженным оборонительным тенденциям.
В эпоху правления династии Йи тхэккён был официальным рукопашным боевым искусством корейских вооруженных сил. Именно благодаря признанию в армейской среде этот древний стиль смог сохраниться в своем оригинальном виде вплоть до XX века. Период династии Йи, считающийся корейской эпохой просвещения, завершился в 1909 году, когда страну оккупировали японские захватчики. С падением династии Йи совпал по времени и закат популярности тхэккёна.
Корея вновь обрела независимость в 1945 году, когда войска союзников изгнали с полуострова японцев. Долгожданная свобода послужила причиной небывалого роста национального самосознания, сплотившего корейцев. С тех пор страна никогда больше не находилась под властью военного правительства.
Параллельно с развитием корейских вооруженных сил происходило возникновение некоторых новых национальных боевых искусств. Новые стили появлялись не только как средства самообороны, но и в качестве дополнительных способов обеспечения безопасности Кореи. Основателями этих боевых искусств были корейцы, вынужденные в свое время покинуть родину или вывезенные из страны японскими оккупационными силами.
Вернувшись на полуостров, основатели подобных боевых систем соединяли техники различных стилей, выученных ими за границей, с техниками тхэккёна. К числу новых видов корейских боевых искусств принадлежали такие, как тансудо мудук кван, основанный Хваном Ки, который изучал каратэ, живя в Манчжурии; таеквондо, изобретенное в 1946 году генералом Чой Хон Хи, выходцем из семьи потомственных военных, изучавшим в детстве тхэккён, а затем — каратэ, когда он вынужден был служить в японской армии; и, наконец, хапкидо, основанное в 1940 году Чхве Ёнсолем.
Эти три стиля являются основными современными видами корейских боевых искусств. Техники тансудо и таеквондо очень схожи, поскольку оба стиля опираются в первую очередь на удары руками и ногами, характерные для тхэккёна, а также на стойки и формальные процедуры каратэ. Хапкидо, напротив, сохранив техники ударов руками и ногами тхэккёна, большее внимание уделяет оборонительным действиям, в чем мы сможем убедиться в следующих главах.