История сумо

сумоЧто же это такое — сумо? Единоборство для испытания силы — один из древнейших видов состязаний в истории цивилизации. Во всем мире — в Египте, Монголии, Китае, Индонезии и других частях Азии, Африки и Европы — есть исторические свидетельства того, что там существовал какой-либо вид борьбы.

Сумо — это японский национальный вид спорта, и он включает много древних ритуалов. Он имеет богатую и долгую историю. Согласно японской легенде, как она описана в древней летописи Код-зики (что-то типа древнерусской «Повести временных лет»), судьба Японских островов когда-то зависила от исхода поединка сумо между двумя богами — Такэмикадзути и Такэми-накаты. Такэмикадзути выиграл поединок и тем самым определил, кто будет править этой землей. Храм в префектуре Симанэ сегодня, по преданию, находится на том месте, где состоялся первый поединок сумо.

Есть еще одна легенда, согласно которой сумо как вид спорта возник примерно 1500 лет назад. Его происхождение имело религиозные истоки и основывалось на ритуалах синтоизма.

Поединки проводились в синтоистских храмах и посвящались богам в надежде на получение хороших урожаев. Схватки проходили под музыку, сопровождались чтением стихов, ритуальными танцами и театральными постановками.

В эпохи Нара (645—794) и Хэйан (794-1185) вид сумо, известный как сэкёдзумо, выполнялся как ритуал раз в год на седьмой день седьмого месяца лунного календаря (начало августа) при дворе императора и в его личном присутствии. Придворные постоянно искали недюжинно сильных мужчин или искусных борцов, которые могли бы участвовать в этом ежегодном мероприятии. В эпоху Хэйан борцы, которые выходили на арену с правой стороны, носили в волосах декоративную заколку, сделанную из хлопка и имеющую форму югао но хана (тыквы-горлянки). Те, кто выходил на арену с левой стороны, носили заколки в форме аой но хана (шток-розы). Победитель поединка отдавал свою заколку следующему рикиси на его стороне, тогда как проигравшая сторона должна была использовать новую заколку. (Термин ханамити, который используется сегодня для идентификации проходов из раздевалок на дохё, восходит к этой практике.) В честь каждого победите ля поединка официальный представитель на матче втыкал в землю стрелу После того как заканчивались все бои, стрелы пересчитывали, чтобы определить победившую сторону.

Раннее сумо было комбинацией борьбы, бокса и дзюдо. Поединки были довольно агрессивными и правил было мало. В эпоху Камакура (1185-1334) была установлена военная диктатура, или сёгунат, и по всей Японии начались кровавые междоусобицы. Именно в это время сумо окончательно сформировалось как часть программы военной подготовки. Многие из практиковавшихся приемов борьбы использовались для того, чтобы сбить с ног врага, чтобы он упал на землю, где его можно было бы легко одолеть. Из этих приемов развилось джиу-джитсу.

Могучий полководец Ода Нобуна-га (1534—82) был горячим поборником сумо и организовал в своем замке несколько турниров. На одном из этих турниров в феврале 1578 года собралось свыше 1500 тысяч борцов. Именно на этом турнире впервые появился огороженный круг, который обозначал место для поединка. Преемник Нобунаги, Тоётоми Хидэёси (1537— 98), также очень любил сумо и однажды организовал поединок между двумя борцами высшего ранга — Ириэ Окураносукэ и Току Иносукэ. Чистая сила этих двух рикиси произвела на него столь сильное впечатление, что он прервал поединок до того, как смог определиться победитель. Племянник Хидэёси, Хидэцугу, держал среди своих личных воинов более сотни борцов сумо.

Иногда для собственного удовольствия он заставлял их демонстрировать свое искусство.

Наконец, в 1603 году гражданские войны в Японии закончились, когда Токугава Иэясу стал сегуном и объединил всю страну под своей властью. После этого более 250 лет в стране практически не было войн, и самураев, которым нужно было дать выход своей агрессии, побуждали использовать свои боевые навыки в форме требовавших строгой дисциплины боевых искусств. Самураи, которые изучали кэндо, сумо и другие боевые искусства, жили суровой жизнью, следуя кодексу Бусидо («пути воина»). Этот кодекс культивировал преданность, честь, решительность, смирение, уважение к господину и выполнение своих обязанностей.

В этот период также приобрело популярность «уличное сумо». Мужчины вызывали друг друга на поединок, а толпа окружала их, чтобы смотреть его и болеть за своих любимых бойцов.

Победителем схватки становился борец, который бросал своего противника на землю или в толпу. Но так как бой был жестоким, то часто было трудно определить победителя. Разгорались споры, которые требовали вмешательства властей. Сёгунат Токугавы запретил уличное сумо и издал новый закон, который разрешал сумо только во благо богов. Итоговые поединки назывались кандзин-дзюмо (благодатное сумо) и использовались для того, чтобы собрать деньги на стро- ‘ ительство новых храмов и святилищ, а также для реставрации старых культовых сооружений. Покровители турниров, среди которых были ронин (вольный самурай) или бывшие борцы, должны были получить специальное разрешение от храма, для того чтобы проводить турнир. Эти промоутеры (используя современный термин), которые стали называть себя тосиёри, или старшие, были таким образом связующим звеном между правительством, с одной стороны, и представителями храма и борцами, с другой. Они отвечали за организацию мероприятий, а также за предупреждение конфликтов и драк. Старшие также начали сооружать арены, где могли бы тренироваться молодые борцы.
Во время кандзин-дзюмо на землю ставили большие мешки с рисом, чтобы сделать круговое заграждение. Позднее по углам поместили четыре шеста, а над головой крышу, чтобы установить официальную арену для поединка. Турниры проводились дважды в год и только по десять дней. Однако иногда для завершения турнира требовалось три месяца — из-за плохой погоды или политического положения в сёгунате. В конце концов, бывшие борцы образовали Сумо Каи-со (которая сегодня называется Нихон Сумо Кёкаи (Японская Ассоциация сумо) и начали организовывать турниры.

Популярность сумо была главным образом сосредоточена в Киото и Оса-ке и не доходила до Эдо (где располагался сёгунат; в 1868 году город переименовали в Токио). Это не произошло до тех пор, пока не появились сильные соперники Таникадзэ (уроженец Эдо) и Оногава, и после этого сумо достигло Эдо. Огромные толпы выходили на улицы, чтобы посмотреть поединок этих двух борцов. Женщины, которые в то время не допускались в качестве зрителей на официальные турниры, собирались вокруг тренировочных арен и бросали борцам свои хаори (жакет) или оби (пояс).

Постепенно Ассоциация сумо Эдо стала в Японии лидером. Молодые борцы со всей страны приезжали тренироваться в Эдо. Особенно сильных борцов поддерживали материально их хозяева-феодалы. Борец, который удостаивался такой чести, получал кэсё-маваси (ритуальный пояс) с гербом семьи своего господина, изображенным на нем, большим денежным пособием и статусом самурая в случае, если он происходил из другой среды. Борцы участвовали в турнирах и занимали место в иерархии сообразно табели о рангах, официальному списку, в котором определен ранг каждого участника, называемому бандзукэ. Некоторое время (недолго) для поединков использовали квадратный помост, но его быстро заменил круглый. Были организованы школы сумо, составлены правила и появилось профессиональное сумо, предназначенное не только для выступления во славу богов и феодалов-господ, но также как развлечение для рядовых японцев. Сумо процветало и наряду с театром Кабу-ки и районом красных фонарей — Иосивара — стало в Эдо одним из главных видов развлечения.

В 1789 году Йосида Оикадзэ, рефери из Кумамото, назначил себя в качестве главного представителя мира сумо. Он получил поддержку сегуна и занялся выдачей разрешений всем рефери и йокодзуна. Йосида, наряду со старейшинами Ассоциации сумо Эдо, разработал правила для серии очистительных ритуалов, которые нужно было выполнять перед поединками. Он ввел йокодзуна мэнкё (титул великого чемпиона) и выпустил первых двух обладателей этого звания — Таникадзэ и Оногаву. (По сей день один из представителей семейства Иосиды продолжает посещать церемонию выдачи удостоверений йокодзуна.) Десять дней спустя Таникадзэ стал первым йокодзуна, который выполнил ритуал дохё-ири (вступления на помост), облаченный в цуна йокодзуна (пояс йокодзуна). Однако в это время йокодзуна был не только официальным рангом в иерархии (самым высоким было звание озэки). Наличие удостоверения йокодзуна давало только право, что борец-чемпион может выполнять ритуал выхода на помост — дохё-ири. Первым йокодзуна, который был внесен в бандзукэ, был Нисинуми в 1890 году, и до 1909 года титул йо-кодзуна не был официально утвержден.

С октября 1833 года по 1907 год соревнования по сумо регулярно проводились в Рёгоку Экоин в восточном Токио, первом постоянном месте проведения турниров по сумо. Утром в день турнира большой барабан возвещал о начале состязания. Сотрудники также ходили по району и били в барабаны, зазывали людей прийти и посмотреть соревнования (эта практика сохранилась по сей день).

Борцы сумо были в числе первых японцев, которые приветствовали американца, который отвечал за начало торговых отношений с Японией. С начала семнадцатого века Япония была закрытой страной, запрещая любое иностранное влияние. Японцам не разрешалось покидать страну, а иностранцам — приезжать туда (за исключением нескольких коммерсантов в районе Нагасаки). Командор из США Мэттью Перри прибыл в Иокогаму в феврале 1854 года, успешно провел переговоры и заключил договор, чтобы начать торговлю с Японией. В качестве дружеского жеста доброй воли японские чиновники подарили американцам много подарков, в том числе — двести больших мешков риса. Мешки были настолько тяжелыми, примерно по 60 с лишним килограммов каждый, что матросы не могли отнести их на корабли. Озадаченные, они ждали, не зная, что делать. Тогда неожиданно, откуда ни возьмись, появились двадцать пять сумотори. Без усилий каждый взял на плечи по два мешка и понес рис на корабль.

После этого американская команда получила приглашение на выступление сумоистов. Командор Перри был поражен громадными размерами борцов. В своем дневнике, который он вел во время экспедиции в Японию, он описал свое изумление:

«Никогда прежде я не видел одновременно столько мускулистых сильных мужчин, которые скорее напоминали одинаковых быков в стойле, чем людей. Один из них находился особенно близко от меня, так что я мог внимательно изучить его массивную форму; она так велика потому, что его скелет был покрыт массой плоти, которая по нашим представлениям о качествах атлета, казалось, делает его непригодным для выполнения какого-либо силового упражнения… Он был совершенно обнаженный, за исключением куска ткани, плотно сидящего на его бедрах. Те, чьи имена были названы, вступили в круг и начали бросать друг на друга угрожающие взгляды, очень выразительные, можете мне поверить, топая своими босыми ногами по мягкому грунту, наклоняясь вниз и захватывая пригоршни земли, которой они натирали себе подмышки и, казалось, пачкали свои ладони.
Было ли это имитацией поведения быка, который бьет копытом о землю перед тем, как напасть на противника, или имело какую-то иную цель, я не знаю, но выглядело это очень глупо.»

Хотя сумо и не произвело на командора Перри и его людей особого впечатления, все же они были первой группой иностранцев, которые когда-либо увидели поединок сумотори.
Хотя сумо традиционно считается мужским видом спорта (женщинам не разрешается даже ступать на дохё), в XVIII веке уже существовало онна-дзу-мо, или женское сумо. Оно зародилось в Осаке и было связано с публичными домами. Проводились поединки женщин против женщин или женщин со слепыми мужчинами. К 1744 году популярность онна-дзумо достигла Эдо. Турниры проводились в храме Асакуса, пока власти не объявили их аморальными и не закрыли. Однако, по требованию публики, состязания продолжились, но теперь в других местах в северной Японии. К сожалению, для женщин, которые в них участвовали (некоторые из них были действительно искусными борцами), это занятие считалось сомнительным, и к 1926 году женское сумо было полностью запрещено.

Вскоре после визита командора Перри в Японию начался распад сё-гуната Токугава. В 1868 году император Мэидзи был снова восстановлен на троне. Японцы осознали, что после многих веков своего существования как закрытой страны, им нужно стать ближе к остальному миру. Многие люди сняли кимоно и стали носить западную одежду. Мужчинам больше не разрешалось носить мечи, и им было приказано изменить прическу и вместо тёнмагэ (узла на макушке) носить западные прически. Однако для борцов сумо было сделано исключение. Они могли носить тёнмагэ, потому что он служил для защиты головы в случае падения во время поединка. Но со временем публика стала смотреть на сумо как на «слишком варварское» и «чересчур старомодное» занятие.

Посещаемость турниров пошла на спад, создав кризис для Ассоциации сумо. Борцы, не имея дополнительной финансовой поддержки господ-феодалов (чьи состояния сильно сократились после реставрации династии Мэидзи), оказались в ужасной ситуации. В этот сложный для сумотори период титулованный борец Такасаго Урагоро выступил против Ассоциации сумо и основал свою собственную альтернативную группу.

Отчаянно пытаясь улучшить свой имидж, рикиси начали ходить на службу. Они помогали пожарным департаментам, помогали строить храмы и мемориалы и даже носили знамена для императорской семьи во время шествий. Сама Ассоциация сумо подверглась глобальному реформированию, изменив свое название с Сумо Каисо на Токио Озумо Кёкай (Великая Токийская ассоциация сумо). Директоров выбирали, было установлено жалованье борцам сумо, и окончательное слово в исходе поединка перешло от гёдзи (рефери) к находящимся за пределами круга синпан (судьям). К 1872 году женщины получили право присутствовать на официальных турнирах. Влиятельные правительственные чиновники начали высказывать свое одобрительное отношение к спорту. Однако глобальная перемена в отношении публики к сумо произошла после того, как император Мэид-зи лично посетил поединок сумотори. При сильной поддержке императора, а также благодаря выдающимся выступлениями йокодзуна — Умэгатани и Нисиноуми, сумо смогло пережить Реставрацию Мэидзи и продолжило свое становление в качестве национального спорта Японии. Вместо господ-феодалов, спонсорами и болельщиками сумотори теперь становились политики и командиры производства. В 1909 году в Хондзё Экоин Кэи-дай был построен Кокугикан (Национальный стадион сумо). Издатель газеты Дзидзи Синпо-са начал традицию награждения борца-чемпиона его I собственным портретом, а команды-победителя — флагом. Позже, в 1925 году, в присутствии наследного прин- 1 ца (который вскоре стал императором Хирохито) в императорском дворце было устроено выступление сумотори, а чемпионы турнира получили в награду кубок с именем принца; этот трофей сегодня известен как Тэнно-хаи (Кубок Императора). Вскоре после этого с одобрения Императорского Дворца произошло слияние Ассоциаций сумо Токио и Осаки. Образовалась Дай Нихон Озумо Кёкаи (Великая Есеяпонская Ассоциация сумо).

В 1927 году были учреждены четыре официальных турнира — в январе, марте, мае и сентябре. В 1928 году начались «живые» радиотрансляции с турниров сумо и было установлено ограничение времени на периоды разминки (до этого рикиси начинали поединок только после того, как оба борца чувствовали себя готовыми). Высший дивизион — макуу-ти — получали на разминку 10 минут, дивизионы дзюрё — семь, а ма-кусита и низшие дивизионы — только пять минут.

В 30-е годы появился один из величайших сумотори всех времен — йокодзуна Футабаяма из Тацунами-бэя, который выиграл в двенадцати турнирных соревнованиях подряд и установил рекорд непрерывных побед (69), который до сих пор не побит. Легендарная суперзвезда Футабаяма держал в секрете, что он ослеп на один глаз, пока не ушел на пенсию. Когда он еще был йокодзуна, он открыл собственную школу (эта практика больше не разрешается) и назвал ее Футабаяма Додзё; позже она была переименована в Токицукадзэ-бэя. Влиятельное присутствие Футобаямы сделало популярность сумо беспрецедентной. В начальных школах у мальчиков сумо стало обязательным предметом на уроках физкультуры. Турниры по сумо стали более продолжительными (13 дней вместо 10 в 1937 году, а потом в 1939 году — 15 дней).

Во время второй мировой войны буму сумо пришлось отойти на задний план. Многие молодые борцы были призваны в армию, а несколько школ были уничтожены пожарами. Хотя Кокугикан использовался военными как завод для производства бомб и поэтому был недоступен для турниров, в местных парках проводили несколько поединков сумо, иногда даже на бейсбольных полях.

После второй мировой войны потерпевшей поражение Японией управляли Объединенные оккупационные силы. Иностранные войска захватили Кокугикан и переименовали его в Мемориальный зал. Они установили каток, а внутри помоста — комнаты Для солдат. Турниры были отменены, но в 1947 году в западном Токио в садах у Мемориала Мэидзи был проведен матч. Следующие два года там проводились турниры. В 1950 году в Курамаэ был построен новый Кокугикан. На протяжении последующих 35 лет он был домом сумо. В 1953 году начались прямые телевизионные трансляции сумо и популярность борьбы снова выросла. В 1957 году была создана школа для новичков сумо, и были начаты многие реформы в организации профессионального сумо. В 1957 году был добавлен ноябрьский турнир, а в 1958 — июльский, всего каждый год стало проводиться шесть главных турниров. В 1985 году в Рё-гоку, прямо на другой стороне реки Сумида в северо-восточном Токио, был построен новый Кокугикан.

Сегодня, для того чтобы занять верхние уровни в иерархии професси-энального сумо, требуются огромные усилия. Все борцы начинают с самой нижней ступени лестницы и должны медленно прокладывать свой путь наверх. Не имеет значения, кто вы или z кем вы знакомы. В сумо уважение могут принести только результаты. Как говорит Акэбоно: «Вы либо дела-эте это, либо умираете, либо возвращаетесь домой.»

Правила сумо просты. Два борца зступают в круглое дохё (круг), оде-гые только в маваси (узкий пояс, ко-горый проходит между ногами и вок-эуг талии). Борец побеждает тогда, $огда сумеет вытолкнуть противника за пределы круга (дохё) или заставить ?го коснуться земли любой частью гела, кроме подошв ног. Это можно ;делать с помощью толчков, ударов, 5росков руками, подножек или любых комбинаций из семидесяти установленных приемов. Запрещается тянуть за юлосы, бить кулаком, душить, нано-:ить удары по глазам, бить ногой в живот или грудь и хватать за область промежности.

До начала поединка борцы исполняют несколько важных ритуалов. Затем, по мере того как нарастает ожидание матча, борцы концентрируются и фокусируют свою энергию в направлении резкого взрывного тати-ай, или стартового рывка. Поединки обычно заканчиваются в течение нескольких секунд, хотя долгий матч может продолжаться несколько минут. Поединки являются демонстрацией чистой силы борца или продуманной техники. Так как не существует ограничений по росту или весу, некоторые из самых интересных поединков происходят тогда, когда борец меньших габаритов выходит против противника, в два раза больше него.

Несмотря на новые времена и современные технологии, сумо сохранило традиции прошлого. Ритуалы и церемонии сумо, которые увидели командор Перри и его команда, по сей день остаются практически неизменными. Борцы состязаются традиционными способами и должны жить по строгой иерархии. В отличие от бейсболистов или футболистов, которые могут потренироваться или сыграть матч, а потом вернуться домой к нормальной жизни, борцы сумо остаются таковыми двадцать четыре часа в день, 365 дней в году. Поведение су-мотори, его одежда и каждый ритуал, который он выполняет, — все это уходит своими корнями в далекое прошлое. Когда-то сильные борцы награждались самурайским мечом. Сегодня средства массовой информации, политики, другие борцы сумо и обожающие их болельщики с благоговением и уважением относятся к йокод-зуна, великим чемпионам сумо.

Однако теперь сумотори не всегда только японцы. Подобно многим другим видам спорта в Японии, таким как бейсбол и европейский футбол, сумо испытывает влияние со стороны зарубежных спортсменов. Шестьдесят лет назад Содзи Хирага, наполовину японец, наполовину американец, стал первым иностранцем, который когда-либо попадал в список бандзукэ (до него там было несколько корейских борцов, но Корея была колонией императорской Японии, поэтому они не считались «иностранцами*). Сначала многие японцы думали, что иностранцы в сумо — что-то второстепенное, развлекательное, как интермедия в цирке. Они считали, что иностранец никогда не сможет дойти до вершины иерархии этого традиционного, требующего строгой дисциплины вида спорта. Только японец способен обладать необходимой силой и хинкаку (достоинством), чтобы стать йокодзуна.

В этой самоуспокоенности японцев сразу же стали происходить перемены, как только иностранцы начали выигрывать турниры. Несколько борцов, особенно с Гавайев, совершили огромный прорыв в мире сумо. Японская ксенофобия отреагировала на иностранную «угрозу», и это привело к установлению неписаной квоты — два иностранных сумотори на каждую школу.

Но независимо от того, был ли спортсмен гаидзин (иностранец) или нихонидзин (японец), ко всем сумотори практикуется одинаковое отношение — они должны начинать с самого низа. Путь на вершину долог и труден, и начинается он в школе.

Раннее сумо было комбинацией борьбы, бокса и дзюдо. Поединки были довольно агрессивными и правил было мало. В эпоху Камакура (1185-1334) была установлена военная диктатура, или сёгунат, и по всей Японии начались кровавые междоусобицы. Именно в это время сумо окончательно сформировалось как часть программы военной подготовки. Многие из практиковавшихся приемов борьбы использовались для того, чтобы сбить с ног врага, чтобы он упал на землю, где его можно было бы легко одолеть. Из этих приемов развилось джиу-джитсу.