Перед началом каждого занятия в додзё проводится влажная уборка пола, призванная не только физически очистить пол, но и символизирующая ритуальное «очищение» додзё, чистоту помыслов обучающихся.
После переодевания в раздевалке ученики по очереди входят в зал (додзё). При этом выражают свое почтение к залу и сёмэн поклоном (рэй). Поклон залу (додзё) при входе означает внутреннюю готовность либо вступить в определенный режим работы с полной самоотдачей, либо (при выходе из зала) искренне поблагодарить то место, где прошел очередной этап на пути к самосовершенствованию.
Поклон в начале и конце исполнения индивидуального упражнения означает вход и выход из состояния предельной сосредоточенности и концентрации волевых усилий, поскольку психика человека не может постоянно функционировать в экстремальном режиме. Поклон перед началом упражнения означает, что все системы организма приведены в полную боевую готовность, а поклон в конце – что нервная система бойца переведена из экстремального режима в режим обычного человека. Поклон при получении наград, призов, повышении или других знаков признания ваших достижений – это знак вашей благодарности.
Поклон (одзиги) – это не только способ приветствовать или благодарить. Это универсальное средство общения, которое используется в десятках разных ситуациях. Количество вариантов простого на первый взгляд телодвижения совершенно невообразимо, и каждый японец почти автоматически выбирает из своего обширного арсенала тот, который наиболее точно соответствует данной ситуации.
Основной параметр приветствия – амплитуда поклона. Почтительный поклон по отношению к старшему и уважаемому лицу делается довольно глубоким; человек сгибается в поясе и наклоняет голову. Обычный же поклон сводится к легкому наклону головы.
Иностранцам разобраться в деталях японских поклонов не легче, чем японцам – в европейских рукопожатиях.
Войдя в зал ученик должен ждать учителя, проводя время с пользой – выполняя простые упражнения или те основные упражнения, которые входят в программу занятий. При этом соблюдаются тишина и порядок. Ходить в додзё разрешено только босиком и в абсолютно чистой одежде (кимоно). Не допустимо появляться в зале, одеваясь на ходу или завязывая пояс. Это равносильно оскорблению окружающих и додзё.
За несколько минут до прихода в зал учителя (сэнсея) старший ученик (сэмпай) строит группу, в зависимости от количества занимающихся, в 2-3 шеренги. При этом звучит команда: «Хэйсоку дати!» (носки ног соединены вместе) или «Мусуби дати!» (носки ног разведены). В первом ряду выстраиваются обладатели черных поясов, старшие ученики. В последнем ряду – младшие ученики, новички без квалификации. В этот же ряд становятся и те, кто опоздал к началу занятий, если их допустит сэнсей. В большинстве традиционных японских школ двери зала закрываются перед теми, кто опоздал к началу занятий хотя бы на минуту. Опоздание воспринимается как неуважение к Школе, Учителю, додзё и своим товарищам. Если же опоздавший все-таки допускается Учителем к занятиям, то он, в качестве наказания, отжимается на кулаках от пола не менее 50 раз, затем в положении «сэйдза» ждет паузы в занятиях. Дождавшись паузы опоздавший с поклоном громко произносит фразу: «онэгай иссимас!» (прошу вас!) и ждет разрешения встать в строй.
При появлении учителя в додзё сэмпай командует:
– Сэнсей ни рэй! (Поклон учителю).
Все ученики синхронно делают поклон в сторону учителя с громким приветствием: «Ос-с!». Это поклон из правил, принятых для «боевого» приветствия стоя (кэнко рицу рэй). Выполняется в нормальной, естественной позе готовности («йой»). Исходная позиция ХАТИДЗИ-ДАТИ. Руки перед собой, сжаты в кулаки и слегка разведены в стороны. Танден слегка напряжен. Степень наклона туловища минимальная, спина остается прямой.
В случаях, когда старший из учеников по каким-либо причинам не увидел появление сэнсея в зале, команду может подать любой ученик, первым его увидевший.
Иногда складывается ситуация, когда в зал входят несколько Учителей. В этом случае перед приветствием называется фамилия того человека, которому он непосредственно относится. Например: «Танака сан но сэнсей ни рэй!».
Почти во всех случаях поклоны сопровождаются коротким возгласом «Ос-с!».
Утверждают, что это принятое в боевых искусствах сокращение фразы «Охайо годзаимас!» («доброе утро!»). Другие доказывают, что это сочетание двух слов: «о» – толкать, нажимать, давить и «нин» – переносить, выносить, сопротивляться. Таким образом подразумевается очевидное противодействие двух сил, одна из которых давит, а другая сопротивляется этому. «Ос-с!» – это также редко используемое чтение иероглифа «синобу», который имеет значение «терпеть».
Сэнсей подает команду:
– Дза дзэн! Или – сэйдза!
Положение «сидя» называется сэйдза. Чтобы принять это положение, надо не наклоняясь вперед, с прямой спиной отвести левую ногу назад на полшага, опуститься на левое колено, подогнуть пальцы ног; тело и голова находятся в вертикальном положении. Потом отводится назад правая нога и становится рядом к левой, бедра опускаются так, что вес тела сосредоточен между пятками.
Руки должны лежать на бедрах, ладонями (кулаками) вниз; пальцы слегка повернуты внутрь или полусогнуты. Расстояние между коленями примерно в два кулака.
Изменения в этой позе могут касаться только положения ног. Разрешается скрестить ступни или расположить их пятками в стороны.
Непосредственно перед поклоном сначала левая, а потом правая ладонь кладется перед собой на пол таким образом, чтобы касающиеся друг друга большие и указательные пальцы образовывали треугольник, Таким образом, обе руки образуют символ КАНКУ (устремленность). Взгляд при этом направлен в центр треугольника. После поклона кисти рук убираются на бедра в обратном порядке.
Поднимаются с позиции сэйдза в обратном порядке. Ученик встает на колени, подогнув пальцы ног, поднимает сначала правое колено и ставит правую ступню около левого колена. Затем он поднимает левое колено и ставит левую ступню рядом с правой. Все движения выполняются плавно и быстро.
После приветствия учитель садится перед сидящей в сэйдза группой и сэмпай подает команды:
– Сёмэн ни рэй! (поклон основателю школы).
– Додзё ни рэй! (поклон залу).
– Сэнсей ни рэй! (поклон учителю).
– Отагаи ни рэй! (поклон друг другу).
С этих команд начиналось и начинается познание высокого искусства каратэ до, пронизанного духом уважения младшего к старшему. Этот ритуал остается неизменным на протяжении многих десятилетий в каждом додзё среди тех, кто идет по Пути.
Мелочей в ритуалах нет. Все имеет свой смысл. Даже простой поклон, который делают все входящие в додзё, имеет большой смысл, носит не только воспитательный эффект, но и патриотическое начало. На таких понятиях, как зал – товарищ по занятиям – Учитель, идет формирование определенных ценностей: страна – работа – семья. Японцев с малых лет учат тому, что страна превыше всего. На втором месте по степени важности стоит работа, так как она выполняется во благо Родины. И только затем идет уважение к семье. Эти понятия закладываются с малых лет и на всю жизнь. Поэтому дисциплина и отношения в японских залах вполне естественны, не показные.
Если поклоны предназначаются помещению или какому-то предмету, то во время его выполнения глаза кланяющегося опускаются вниз. Линия спина-шея-затылок составляет, опять же, одну прямую. Если же поклон предназначен кому-либо, то глаза либо могут опускаться, либо не опускаться вниз. А вот поклон перед началом или после окончания поединка обязательно выполняется таким образом, чтобы глаза не отводились от партнера. Исключение составляет поклон Учителю, во время которого глаза всегда должны быть опущены вниз вне зависимости от ситуаций.
Иногда, при поклоне, кисти рук сжимаются в кулаки и руки, слегка согнутые в локтях, выносят вперед перед собой. Это агрессивный вид поклона, который обычно выполняется при вызове соперника на поединок.
Глубина поклона регламентируется степенью вежливости и уважения, которые кланяющийся хотел бы выказать своему партнеру. Чем ниже поклон, тем он вежливее и тем большее уважение демонстрируется тому, кому он обращен. Учитель же всегда выполняет полупоклон.
Российские ученики отличаются от японских. У нас разные культуры, разные ценности, воспитание, различное отношение к самым простым вещам.
Благодаря же своеобразному микроклимату в зале, самоотдаче на протяжении всей тренировки, различным ритуалам у наших спортсменов воспитывается дисциплинированность, создается колорит истинно японской системы занятий. Все занятия в зале проходят под команды на японском языке, все движения учитель также объясняет на японском языке. Ученики видят только моменты показа техники, мимику и жесты. Можно изучить методику тренировок, запомнить технику отдельных приемов и упражнений, но можно и не понять истинного духа каратэ, так как это постигается только через себя, через сердце, через самопознание и самоанализ.
Ношение чистой специальной одежды, соблюдение личной гигиены и уборка места проведения занятий – это воспитывающий принцип духовного и физического очищения учеников. Каждый ученик должен осознавать, что спортивный зал – это священное место и туда можно войти только в специальной обуви и чистой одежде, которую нужно периодически стирать. Эти несложные правила, закрепленные этикетом, вырабатывают чувство самоуважения и гордости за принадлежность к своей школе, приучают к трудолюбию и порядку.