В каратэ до существует свой особый, досконально продуманный и регулярно выполняемый ритуал. И хотя в различных школах и стилях он может несколько отличаться, но построен по единым принципам. Ритуал – не догма, не обыкновенная вежливость и не просто требование дисциплины. Это неотъемлемая и важная часть, необходимая для понимания философии и психологии боевого искусства, так как на Востоке соблюдение ритуала стала духовно-нравственной нормой во всех сферах жизни.
Ритуал — (от лат. ritualis – обрядовый) – вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий.
Ритуал играет важную роль как традиционно выработанный метод воспитания. Через ритуал организуется не только внешняя сторона поведения, но и чувства, мысли, переживания, по общему для всех образцу. Согласие всех участников ритуала относительно целей, содержания и порядка происходящего порождает у них ощущение глубокого внутреннего единства, как друг с другом, так и со всей ситуацией в целом. Освобождаясь, благодаря ритуалу, от взгляда на себя самого как бы со стороны, полностью сливаясь с ситуацией, человек внутренне раскрепощается. Посредством ритуала человек как бы изымается из одного жизненного контекста (привычных представлений, ощущений и чувств) и начинает осознавать себя в другом контексте, с другими представлениями, чувствами и отношениями. Он как бы переносится на время в иной мир, где его психические и физические потенции могут реализовываться в таких направлениях и формах, которые совершенно не свойственны повседневной жизнедеятельности.
Ритуал незаменим для упрощения нашего социального поведения, позволяя нам не задумываться над каждым нашим поступком, не потонуть в пучине сомнений – а правильно ли я поступаю? Резко упрощая наше поведение, стандартизируя его, ритуалы стабилизируют общество, сохраняют его существование. Ритуал превращает нематериальную идею в конкретное, вполне «осязаемое» явление; обеспечивает глубокое усвоение нами любой общественной идеи, позволяя передавать ее из поколения в поколение. Именно в ритуалах закреплены общественные традиции и моральные устои. На ритуалы ориентированы все наши модели социального поведения, делающие нас тем или иным человеком. И обучение детей – это всегда, прежде всего, обучение их соответствующим ритуалам.
Изначальная цель ритуалов – дисциплинировать себя. Соблюдать их чрезвычайно сложно. До тех пор, пока выполнение их не станет непроизвольным, надо прилагать к этому усилия. Нужно сочетание трех вещей: медитации, дисциплины и обращенной к вам речи учителя. Все вместе это создает наиболее благоприятную ситуацию для того, чтобы рассмотреть те стороны себя, которые на самом деле вы вовсе не хотите в себе рассматривать. Особое место ритуалу отводил, как известно, Конфуций (Кун Цю). Как наследник древних творцов культуры, Конфуций был озабочен сохранением и упрочением того начала в жизни людей, которое он и именовал «ритуалом». Ведь в основе китайской религии лежал культ предков, столь естественно соединяющий в себе божественные и человеческие черты.
Впервые задумавшись над простым вопросом «что такое ритуал?», Конфуций дал на него столь же простой ответ: ритуал – это главное условие человеческого общежития и, следовательно, лучшее средство воспитания в людях человечности. Другими словами, Учитель Кун открыл в ритуале фундамент всей человеческой деятельности, рецепт правильного поведения на все случаи жизни.
Что еще важнее, Конфуций увидел в ритуале воплощение вечно живых качеств человеческого бытия, ведь всякое ритуальное действие не может не быть общепринятой нормой жизни людей и, следовательно, их общим достоянием. Ритуал принадлежит всем, но никто не имеет на него исключительных прав; он есть и средство, и сама среда человеческого общения. Его роль в обществе двойственна: он ставит предел индивидуальным устремлениям, но утверждает непреходящие, а точнее – переходящие к следующему поколению жизненные ценности. Ритуал от каждого требует самоумаления – и об этом его свойстве напоминает знакомое нам с детства представление о вежливых китайцах с их «китайскими церемониями». Но тот же ритуал сообщает человеку подлинное достоинство. По Конфуцию, благородный муж в общении должен быть непременно «уступчивым», но он всегда хранит «величественно грозный вид» и, не прилагая усилий, внушает уважение окружающим.
Так живущий по ритуалу, согласно Конфуцию, живет в сообщительности со всеми людьми. Живет «общим достоянием». Он существует постольку, поскольку находится в общении с другими. Он есть то, чем он является для других. В сущности, у него нет своего обособленного, замкнутого в себе «я», от имени которого можно было бы вести монолог и выводить отвлеченные истины. Его речи – только отклик на обращения других, его жесты и поступки – знаки сверхличного свершения. Его добродетель – это его способность исправлять других: она есть добродетель в его исконном значении, запечатленном латинским словом virtus – сила, которая невозможна без могучей воли и твердого характера. Жить по ритуалу означает идти «Срединным путем»: жить по обычаю, вроде бы обыкновенно, но бесконечно осмысленно, совершенно сознательно.
Конфуций говорил: «Муж, обладающий широкими познаниями и сдерживающий себя ритуалами, крайне редко выходит за границы разумного. Почтительность без знания ритуала превращается в самоистязание. Осторожность без знания ритуала превращается в трусость. Храбрость без знания ритуала превращается в безрассудство. Прямодушие без знания ритуала превращается в грубость».
Жизнь по ритуалу предполагает состояние неусыпного бдения, твердый контроль над собой, но контроль, не утесняющий природные задатки человека, а как бы вовлекающий их в органическую гармонию телесно-духовного бытия, ведущий к единению культуры и природы. Сдержанность и самообладание, потребные в ритуале, проистекают в конечном счете из опыта «самопреодоления» нашего «я», перехода к некоему высшему, всеобъятному сознанию. Ритуал – это почтение. Тот, кто его претворяет, ничего не говорит, а внушает доверие, ничего не делает, а добивается послушания.
Человек осознает себя прежде всего через выполнение и осознание им своих ролей. Именно эти роли определяют его взгляды (занятия определяют понятия), формируют его интересы, направляют его потребности, заставляют его развиваться в определенную сторону, или сдерживают развитие (в других направлениях). Ученика должен вести вперед образ, идея, достойная цель. Лишь сознательно относясь к своим ролям и задающим их ритуалам, корректируя их (в допустимых обществом пределах), ученик корректирует свою жизнь и свою судьбу.
Конечно, ритуал – всегда условность, и соблюдение его всегда заключает в жесткие рамки любые наши поступки. Но тот же ритуал позволяет нам с безукоризненной точностью выражать наши чувства и тем самым делает наши действия намного более осмысленными и выразительными. Именно ритуал способен превратить жизнь человека в особый стиль поведения и, следовательно, придать ей возвышенные и эстетические качества.
В соответствии с установленным ритуалом осуществляется прием в школу каратэ, взаимные приветствия учителя и учеников и вся система их повседневных отношений, поведение учеников относительно старших и младших, церемония поклонения алтарю богов – покровителей, Отцу – основателю, церемония начала и конца тренировки, обмен приветствиями во время исполнения парных упражнений или при спарринге, выполнении комплексов формальных упражнений, присуждении ученикам новых степеней, вручении поясов.
Таким образом, для каждого, желающего заниматься каратэ, ритуал с самого начала становится нормой поведения и нормой жизни. Он способствует упорядоченности учебного процесса.
Путь к истине в додзё у каждого свой. И ученику потребуется немало сил, чтобы идти, пробираясь через окружающие его ритуалы к своей цели.