Учет влияния на организм спортсмена учебно-тренировочных занятий и оценка правильности их построения осуществляются посредством медицинского контроля (врачом), педагогического контроля (преподавателем, тренером) и самоконтроля (спортсменом).
Самоконтроль — самостоятельное регулярное наблюдение спортсмена за состоянием своего здоровья с записью результатов наблюдений в дневник. Самоконтроль имеет большое значение для правильной организации спортивных занятий и специальной тренировки. Он может сигнализировать спортсмену об опасности переутомления и необходимости врачебного осмотра, помогает регулировать ход тренировки и предупреждать перетренировку. Регулярно осуществляя самоконтроль, спортсмен приучает себя следить за здоровьем, «познает самого себя», получает возможность лучше строить тренировку. Поэтому перед тренером, преподавателем и обслуживающим спортивный коллектив врачом стоят следующие задачи:
1. Приучать спортсменов к постоянному наблюдению за своим здоровьем, соблюдению правил гигиены труда, быта.
2. Обучить их простейшим методам самонаблюдения во время учебно-тренировочных занятий, правильному регистрированию и объективной оценке получаемых результатов.
Осуществляя самоконтроль, спортсмен должен учитывать степень учащения пульса сразу после упражнений и время его успокоения после занятий. Сравнивая эти данные с такими же, полученными в предыдущие дни, можно дать оценку возбудимости сердечно-сосудистой системы.
Каждый спортсмен должен знать, что при средней физической нагрузке частота пульса достигает 120-140 ударов в минуту, а при работе с максимальным напряжением доходит до 180 ударов. Период успокоения пульса 20-30 минут, в отдельных случаях — 40-50 минут. Невозращение пульса к исходным величинам через 40-50 минут, если его учащение не было связано с упражнением на большую выносливость, служит показателем большого утомления вследствие недостаточной общей тренированности и других причин.
Вес спортсмена может снижаться в результате чрезмерной тренировки и переутомления, а падение жизненной емкости легких свидетельствует об утомлении мышц, принимающих участие в дыхательном акте, что также связано с переутомлением.
Снижение технических результатов, нежелание тренироваться и безразличное отношение к тренировке и соревнованиям, быстрая утомляемость, плохой сон, потеря аппетита, падение веса, повышенная раздражительность и повышенная возбудимость сердца — все это говорит о перетренированности или болезни.
Явление перетренированности связано с развитием запредельного охранительного торможения в соответствующих участках коры головного мозга. Следствием такого торможения является нарушение координации функций организма и снижение его работоспособности.
Спортсмен должен знать, что в случае появления признаков переутомления ему прежде всего следует уменьшить физическую нагрузку и дать организму дополнительный отдых.
Физическое утомление может сказаться снижением мышечной силы, замедлением движений, уменьшением их размаха, падением интенсивности работы, нарушением точности, согласованности, ритмичности, координации движений. Если при наступлении переутомления спортсмен стремится поддерживать интенсивность тренировок на прежнем уровне, то это потребует больших нервных усилий и затрат сил. Однако рано или поздно интенсивность занятий спортом, все с большим трудом поддерживавшаяся на постоянном уровне, начинает неудержимо снижаться.
Педагогический, медицинский контроль и самоконтроль, осуществляемые одновременно, способствуют укреплению здоровья и всестороннему развитию учащихся, занимающихся спортом, обеспечивают улучшение спортивных результатов.