По-французски сават слово обозначает «старый стоптанный башмак», а в переносном смысле — данным термином называли старый французский метод боя ногами в обуви, с подключением в случае необходимости ударов руками. Удары в савате производили носком, ребром или каблуком грубого башмака по голеностопному суставу, голени, колену противника. Пах, а тем более живот считали слишком высокой мишенью, хотя нередко били и туда.
Кулаки использовали реже, чем открытую руку. Ударными поверхностями открытой руки являлись ребро и основание ладони, пальцы, тыльная сторона. Цели для поражения рукой находились в основном на голове и шее: уши, виски, нос, горло, сонные артерии, затылок.
Само слово «сават» указывает на то, что эта разновидность боя получила наибольшее распространение в низах общества — среди бродяг, грузчиков, нищих, уголовников, мастеровых, извозчиков и тому подобной публики. Но вот относительно того, как среди них появился сават, и когда это произошло, точных сведений нет. Согласно наиболее правдоподобной версии, дело обстояло следующим образом.
В некоторых районах Франции издавна (еще с времен кельтов) у крестьян существовало своеобразное грубое развлечение — обмен ударами по голеням друг друга ногами, обутыми в старую разношенную обувь. В конце концов это развлечение проникло в Париж, где оно довольно быстро из забавы простолюдинов стало техникой боя, как дуэльного, так и бандитского. В этой связи приведем мнение современного французского историка Мишеля Делайе. Он пишет: «сават зародился в парижских предместьях в середине XVII века».
Что касается такого странного «спорта», как битье по ногам друг друга, то обратимся к книге Роберта Смита «Секретные боевые искусства мира», изданной им в 1963 году под псевдонимом Джон Гилби. Этот исследователь единоборств отмечает, что нечто подобное савату некогда существовало и на Британских островах. Он пишет: «В старом Уэльсе одним из любимых народных развлечений был «пурринг». Два человека в тяжелых башмаках становились друг против друга и клали руки один другому на плечи. Потом по сигналу они начинали бить друг друга ногами в обуви по голеням. В старину эта забава была так распространена в Уэльсе, что родилась поговорка: «самые крепкие ноги — у валлийцев».
Никаких защитных блоков либо уверток в такой «борьбе» не существовало. Проигрывал тот, кто больше не могтерпеть боль. Отсюда обычай производить удары по очереди. Понятно, что сами удары наносили не в полную силу, иначе ноги ломали бы одним движением, самым первым! Как тут не вспомнить, что у древних и примитивных племен во всех регионах Земли высоко ценилось не искусство увертывания от ударов, а стойкое их перенесение, умение терпеть боль. Между тем, и валлийцы, и французы имеют кельтское происхождение. Так что вполне возможно, что корни «пурринга» и «савата» следует искать именно в кельтских обычаях еще дохристианской эпохи.
По мнению писателя Теофила Готье (1811 — 1872), страстно увлекавшегося французским боксом, эволюция савата в Париже выглядела следующим образом. Сначала он был здесь всего лишь уличным развлечением жителей окраин, так сказать, «художественно-спортивным шоу», в котором могли участвовать все желающие. Затем превратился в средство «выяснения отношений», в своеобразные дуэли безоружных представителей низших слоев общества. Наиболее значительные поединки происходили на обширном пустыре, известном под названием «Пуант-де-Лиль».
Туда прибывали соперники в сопровождении своих свидетелей и спрашивали перед тем, как сразиться: «Идем на все?» В зависимости от степени обиды, ответ бывал либо положительным, либо отрицательным. В первом случае надевали специальные ботинки с острыми рантами и подкованные гвоздями, разрешались коварные удары (например, в живот, в половые органы), не возбранялось ломать нос, выбивать глаза, превращать лицо в кровавое месиво. Во втором варианте схватки считалисьдопустимыми лишь удары подъемом ступни по голеням и бедрам, а также удары кулаком в корпус, больше ничего. Иными словами, имела место аналогия с дуэлями на шпагах, проводившимися «до первой крови» (обычно в результате пустяковой царапины) и «до смерти».
В середине XVIII века самым знаменитым мастером дуэльного савата прослыл некий Батист, бывший танцор, который обучился этому искусству при дворе герцога Беррийс-кого. Сам же он изобрел удар ступней по верхнему уровню, т.е. в грудь и в голову. Место изучения савата этим человеком весьма любопытно. Дело в том, что именно провинция Бер-ри (столица —город Бурж), герцогство в период с 1360 по 1434 годы, являлась одним из тех регионов , где сохранялся древний народный обычай бить друг друга по ногам ради потехи. Другим таким регионом считается Кальвадос — провинция с центром в городе Кан (это в Нормандии).
Помимо Батиста, известными мэтрами савата слыли некие Карп, Миньон, Рошеро, Сабатье, Фанфан, Франсуа и Шампань. Судя по отсутствию фамилий, все они были людьми низкого общественного происхождения и положения.
Наконец, на третьем этапе распространения среди парижан, сават взяли на вооружение уголовники. Они ввели в него многочисленные удары руками, ставившие целью выведение противника из строя одним движением: разорвать барабанную перепонку, перебить дыхательное горло, выбить глаз. Они же стали широко пускать в ход кастет (напомним, что по-французски это слово обозначает «головоломка»), дубинку и нож. Иными словами, сделали сават разновидностью рукопашного боя.