Стиль Вин Чунь возник в середине XVIII века. Согласно легендам, этот вид боевого искусства берет свои истоки из Южного Шаолиньского монастыря, однако документов, подтверждающих этот факт, не существует. Согласно одной из версий, стиль Вин Чунь был создан пятью мастерами Южного Шаолиня. Другая легенда утверждает, что данный стиль был разработан женщиной Янь Юньчунь, перенявшей техники «Южного Белого Журавля» у буддийской монахини У Мэй. Позже Янь Юнчунь принесла эти техники в Кантон где, в конце концов, стиль попадает в труппу китайской оперы «Красная Джонка».
В середине XIX века два актера Хуан Хуабао и Лян Эрди покинули труппу и переехали в Фошань, где обучили аптекаря Лян Цзаня, который стал известен как «Юнчунь Ван» («король Винчуня»). У Лян Цзаня было трое учеников: Лян Чун, Лян Би и Чэнь Хуашунь. У них обучались все наиболее известные мастера, основавшие современные версии Вин Чунь.
В Фошани этим стилем занимались, в основном, дети богатых торговцев. Самый известный сегодня из них, Е Вэнь (Ип Мань на кантонском диалекте) изучал Вин Чунь у Чэнь Хуашуня, У Чжунсу и Лян Би. С 1949 года он окончательно обосновался в Гонконге, где начал преподавать, воспитав немало известных во всем мире мастеров, таких как Ип Чун, Вильял Чен, Лян Тин и др.
Наряду с версией стиля Вин Чунь Е Вэна, наиболее известной и популярной является китайская ветвь, представляемая Лян Гуанминем из Фошани. Его стиль содержит гораздо больше техник и приемов, чем Е Вэневская версия и там больший упор делается на тренировку рукопашного поединка.
Вьетнамская версия Вин Чунь идет от Юань Чай Ваня, который в середине 30-х годов XX века приехал во Вьетнам и стал там известен как Нгуен Тэ Конг.
В настоящее время Вин Чунь Является одним из самых популярных стилей китайского Ушу в мире. Его популяризацией и распространением занимаются множество организаций. Наиболее крупными являются две. Первая — это Всемирная Ассоциация Вин ЧуН Кунг-Фу, возглавляемая Вильямом Ченом. Вторая — Ассоциация Вин Цунь Кунг Фу, во главе которой стоит Лян Тин.
Как и любой стиль боевого единоборства Вин Чунь характеризуется несколькими базовыми принципами:
— избегать противопоставления силы силе;
— действовать вдоль центральной линии;
— одновременно использовать обе руки.
Большинство ударов в традиционном Вин Чунь наносятся кулаком в положении «Глаз Феникса», ладонью, кончиками пальцев и локтем. Использойание рук предпочтительнее, вместе с тем удары стопой и коленом используются достаточно часто в реальном поединке. Обычно ногами наносят удары в область паха и коленных суставов. Руки и ноги нередко используют одновременно, что повышает эффективность выполняемых приемов.
Отличительной чертой бин Чунь являются парные упражнения «Чи Сао» («Тье ш(оу»)—»липкие руки», благодаря которым развиваются навыки ведения боя на ближней дистанции. Находясь в контакте с руками противника, боец Вин Чунь способен безошибочно нейтрализовать его атаку и результативно провести свою в самый благоприятный момент, при этом удар будет направлен в открытую, незащищенную зону в уязвимую точку тела.
В большинстве школ практикуются три Тао без оружия и два Тао с оружием. Из оружия изучают длинный шест и «ножи- бабочки». В некоторых версиях Вин Чунь существуют и другие комплеаксы. Например, во вьетнамском направлении присутствует комплекс пяти животных. Для подготовки к реальному поединку помимо упражнений «Чи Сао» используются многочисленные разновидности парных упражнений («108 Форм» во вьетнамском направлении и т.д.), а также тренировки с использованием специального деревянного манекена.