Японская традиция в манере ведения поединка

Иаи-дзюцу — искусство первого удара, очень показа-тельный пример истинно японской манеры ведения схватки. Это способ ведения боя в мгновенно-наступа-тельной манере. Самурай из положения сидя (релакса-ция) переходил к «взрывной» атаке (концентрация). Легенда гласит, что изобрел иаи-дзюцу Ходзе Дзинсу-кэ, основатель школы «Син мусо хаясидзакэ рю». Перед ним стояла, казалось бы, непосильная задача — отомстить убийце отца, знаменитому фехтовальщику, не прибегая к убийству из-за угла, и он добился своей цели. В иаи-дзюцу весь расчет строится на одном, максимум двух ударах, производимых неожиданно, четко, с максимальной скоростью, без напряжения. «Рази прежде, чем поразят тебя».

Подобная тактическая направленность очень интересна для изучения в прикладных целях, так как она:

• практически не подразумевает активных защитных действий;
• носит скорее скоростной, чем силовой характер.
• делится на фазы неявного сближения, шокирую-щего удара и добивания.

Такой взгляд на поединок имеет чисто японские кор-ни. Только в Японии так развит рационализм, а чистота движения доводится до эстетического совершенства. Приведу лишь некоторые примеры целесообразности самурайского подхода к боевым искусствам.

Чистая победа в дзюдо дается за один эффективный бросок.
Борцы сумо не имеют весовых категорий. Непосредственно перед схваткой они проводят сикири — психологическую борьбу взглядов. Сильнейший духом побеждает уже до боя, подавляя волю противника.

На старых самурайских мечах не так много зарубок. Победитель выявлялся за два-три удара, а подставление якиба, то есть закаленной режущей части дедовского меча под удар врага, было исключительным шагом.

Только в Японии воин-самурай мог совершить сэп-пу-ку (ритуальное самоубийство), если не имел возможности выполнить свой долг. Подобная бескомпромиссность должна быть основой стратегии специальных подразделений.
Бойцы из Китая, Кореи, Вьетнама и Таиланда, безусловно, достигли ощутимых результатов в развитии боевых дисциплин, но они не добились такой рациональности действий, как представители Японии. Было бы разумно после адаптации к местным условиям использовать богатый тактический и технический опыт древних воинов Востока. Только не стоит забывать о том, что все движется, изменяется. Любое наследие должно быть лишь поводом для размышления, а не аксиомой, не требующей доказательств.