О влиянии музыки на психику известно очень давно. С древних времен музыкальные звуки использовались для управления психологическим состоянием, создания нужного эмоционального фона и в лечении многих заболеваний. В наши дни музыка проникла почти во все уголки современной жизни. Иногда мы слушаем ее с удовольствием, потому что звуки гармонируют с нашей душой. Иногда нам приходится ее слушать, хотя звуки вызывают неприятные чувства. Но лишь немногие задумываются сегодня: а что же происходит под влиянием звучащей вокруг музыки с нами самими и с нашей жизнью?..
Однако вернемся к нашей основной теме. Музыкальное сопровождение тренировок является неотъемлемой частью современного клубного фитнесса. Хорошо подобранная музыка организует движения, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствуют повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.
Музыка на занятиях является той канвой, от качества которой во многом зависит эффективность и привлекательность аэробики. В некоторых случаях музыкальное сопровождение используется как фон для снятия монотонности от однотипных, многократно повторяемых движений. В других — музыка является лидером, то есть задает ритм, характер и управляет темпом движений.
Подбор музыкального сопровождения для занятий аэробикой зависит от вида, которым вы собираетесь заниматься, вашей физической подготовленности и личного вкуса.
Каждый вид аэробики диктует свои требования к музыке, используемой на занятиях. Самыми «придирчивыми» являются шагово-танцевальные виды аэробики. В качестве сопровождения к ним используются специальные мега-миксы — большие музыкальные отрывки, составленные из отдельных композиций (песен). Длительность таких мега-миксов равняется продолжительности тренировочного занятия. Каждая из составляющих мега-микс композиций незаметно переходит в следующую без пауз и сбивок в ритме. Соседние композиции должны иметь одинаковый темп и делиться на ровные «музыкальные квадраты» по 32 музыкальных акцента (ритмических удара).
«Боевые» виды аэробики предъявляют более либеральные требования. Конечно, лучше всего, если на тренировках по Тай-Бо, Ки-Бо или Каратэбике вы также будете использовать специальные мега-миксы. Но такие записи относительно дороги, да и не все могут их найти. Поэтому для своих занятий можете сами вписать сборник из понравившихся композиций, тоже Желательно без пауз. Однако нужно, чтобы используемая вами музыка соответствовала нескольким особенностям. Во-первых, на протяжении всей тренировки она должна задавать и поддерживать боевой дух и тренировочное напряжение. Во-вторых, все входящие в сборник композиции должны иметь примерно одинаковый темп. Причем в начале тренировки — На разминке — используется более медленное (но не намного) сопровождение, чем в основной части занятия. Часто темп музыки несколько повышается к концу основной части.
Оценить темп современного музыкального произведения очень просто. Приготовьте секундомер или часы с секундной стрелкой. Включите нужную вам композицию. Музыка будет сопровождаться ритмическими ударами. Четко на один из ударов включите секундомер и начните отсчет. Удар, на который был запущен секундомер, посчитайте как «ноль», последующие удары начинайте считать по порядку, начиная с единицы. Количество ритмических ударов, поместившихся в двадцатисекундный отрезок времени (за исключением «нулевого»), умножьте на три. Вы получите темп произведения, выраженный в музыкальных акцентах в минуту (муз.акц./мин.).
В зависимости от вашей физической подготовленности и скорости, с которой вы можете качественно, без сильного утомления выполнять упражнения комплекса, подберите подходящий темп. Обычно при занятиях «боевой» аэробикой он составляет 130-160 муз. акц./мин., но могут быть и индивидуальные отклонения.
В силовой части используется более медленная музыка, примерно 90-120 муз. акц./мин. На заминке й растяжках — очень медленная и расслабляющая.