Одним из главных понятий в карате и других видах восточных единоборств является «ката», или «технический комплекс» рукопашного боя. Ката, или технические комплексы, используемые в системе боевого тренинга оперативного карате и рукопашного боя, отличаются от ката классических школ карате. Все используемые в них наборы действий предельно прагматичны и нацелены на уверенное поражение противника. Поэтому задача отработки ката в боевом тренинге не изящество и красота спортивных выступлений, а победа в настоящей схватке. Несмотря на простоту и доступность, составляющие эти комплексы приемы необыкновенно действенны. Каждый из них может быть использован в реальном поединке: в уличной схватке, «на поле боя, при выполнении служебных задач и при самообороне в любой ситуации.
Ката оперативного карате и технические комплексы рукопашного боя можно результативно использовать в тренировках, спортивных состязаниях и в насто-ящих поединках. Они легко адаптируются к любым видам единоборств и помогают оперативно реагировать на стремительно меняющиеся условия схватки. Любые «импровизации» на основе предлагаемых ката будут не слу-чайными наборами приемов, а максимально действеннымоткликом на развитие ситуации в поединке. Подобный навык очень важен для каждого, кто стремится достичь мастерства в любом виде единоборства.
Боевой тренинг — это прежде всего совокупность комплексов различных приемов. Основной «единицей» в оперативном карате и рукопашном бою выступает не отдельный прием нападения или защиты, а именно цельный технический комплекс действий. Для характеристики таких комплексов наиболее подходит понятие ката, используемое в классическом дзюдо.
Согласно книге Дзигоро Кано «Кодокан дзюдо», выпущенной Издательским комитетом Codancha International, под термином ката понимаются заранее назначенные образцы. В их список включены наиболее характерные техники, используемые как в спортивном, так и в прикладном разделах дзюдо.
В классическом дзюдо выделяют не просто канонический список ката «назначенных образцов», но и дополнительную подкатегорию «образцов свободных упражнений». В ней сохраняются основы классических ката, однако допускаются определенная свобода, импровизация, приспособление техники к индивидуальным особенностям борцов и условиям поединка.
Так же как нельзя дважды войти в одну и ту же воду реки, невозможно идентично выполнить дважды один и тот же прием. Однако общий рисунок, основы техники выполнения должны быть едины. Подобные характерные особенности техники еще называют почерком, который имеет такие же неповторимые особенности, как манера написании букв или иероглифов. Стиль каждого бойца индивидуален, однако в его рамках необходима слаженность и гармоничность всех составляющих элементов.