Д-р Кармело Браккитта, социолог
Современное общество квалифицируется и определяется чаще всего словом «сложность». Действительно, мы погружены в социальную жизнь, связанную со структурами, культурами, ролями и манерами поведения весьма противоречивыми. Каждый из нас постоянно находится в ситуации, когда приходится делать какой-то выбор, не имея возможности преодолеть возникающие при этом трудности, как это было в традиционных обществах.
Все это создает условия, вызывающие в человеке внутренний конфликт и чувство разъединенности, проявляющиеся в более или менее заметной патологической форме «шизофрении». Это ситуация, когда не удается найти в себе целостности, гармонии между отдельными компонентами, составляющими наше «я».
В условиях такой жизни джиу-джитсу, в том смысле как его понимаем и практикуем мы, является элементом объединения между категориями «дух» и «тело», которые в нашей западной жизни оказываются разъединенными. Действительно, смысл занятий восточными дисциплинами, боевыми или философскими, состоит в поисках единства между телом и духом, которые мы считаем неделимыми элементами человеческого существа.
Именно отсюда следует, что изучение техники предлагаемой дисциплины состоит в развитии не только физических качеств, но и способности к размышлениям о наших интуитивных влечениях, о наших взаимоотношениях, о наших стремлениях.
Изучение технических приемов и действий и состязания с соперником (в роли укэ — атакующего или тори — защищающегося) позволяют испытать не столько и не только способности другого, сколько проверить пределы возможностей своих духа и тела, способность контролировать свои эмоции и действия.
Энергия становится «кимэ» (kime), воля — «киай» (kiai). Постепенно, день за днем, ученик начинает понимать, что физическое равновесие связано с психическим и эмоциональным равновесие:*-, что эффективность любого приема зависит от того, «когда» и »кем» нам быть (т.е. осознавать, находятся ли тело и ум в единстве с волей).
Смена ролей укэ и тори способствует осознанию, как важно уважать противника: сейчас тори защищается от наших действий, а чуть спустя уже мы защищаемся от укэ.
В такой смене ролей, которые никогда не идентифицировались как пассивная и активная, рождается идея о том, что не существует «я», противопоставляемого «другому», а укэ и тори — это взаимозаменяемые и дополняющие друг друга части одного действия, два проявления реальности, разделенные лишь внешне.
При таком осознании значения единства возникает мысль о том, что уважение другого обязательно приходит через уважение самих себя. Для нас джиу-джитсу — это уважение к самим себе и к другим, контроль эмоций, постоянное столкновение с собственной агрессивностью, под которой подразумевается чистая энергия, ищущая путь к проявлению, и которая только в слабых умом и телом становится насилием и грубостью, а в сильных выражается в гармонии форм (ката) и в единстве противоположностей.
В подобной способности к синтезу между двумя полюсами (светлое (ян), — темное (инь), высокое — низкое, внутреннее — внешнее, духовное — телесное) кроется духовное богатство и воспитательная ценность джиу-джитсу, превращающие наши спортзалы и школы (додзё) в оранжереи, где выращиваются такие прекрасные цветы, как уважение и дружба.