автор: Козимо Коста
Происхождение джиу-джитсу до сих пор остается волнующей неразгаданной тайной. Потребность в историческом определении места и периода появления дисциплины наталкивается на отсутствие документов, которые точно свидетельствовали бы об этом. И это относится не только к отдаленности во времени предполагаемой эпохи отсчета (в других областях существуют точные свидетельства более древних времен), но, в частности, в большей степени к типично восточной натуре, — порой загадочной — обволакивающей вещь аурой таинственности, еще более преувеличенной, когда речь заходит о передаче знаний какой-то школы боевых искусств, глава которой стремится раскрыть их немногим избранным, а чаще потомкам или старому ученику.
В сущности, нет никакого «учебника», никаких «записей», но есть ценное наследие, передаваемое устно. Даже тот, кто принимался в школу (рю), часто должен был клясться, что он не будет распространять полученные знания.
В подтверждение сказанного можно легко найти примеры такого мышления и в наше время: восточные спортсмены во время стажировок и на курсах лишь понемногу приоткрывают свои знания, оставляя нас, «западников», в удивлении.
Боевые искусства рождаются с человеком, с его потребностью защититься и выжить. Любая цивилизация развивала свою систему борьбы, связанную с обычаями данной местности, будь это Восток или Запад, как спектакль или как средство войны. О более древних следах существования боевых искусств — хотя еще в зачаточном состоянии — можно, вероятно, судить по двум вавилонским статуэткам, датированным периодом от 3000 до 2000 гг. до н.э. Положение фигурок является типичным для современных боевых искусств, в частности, сумо. Веками монахи, исследователи, купцы, дипломаты вывозили из богатой Месопотамии рудиментарные формы борьбы в Индию и Китай, где, смешиваясь с религиозными традициями и медицинскими знаниями, они постепенно приобретали конфигурацию, сходную с известной нам.
Соседство с другими странами и обычный обмен культурными и коммерческими ценностями привели к тому, что в короткое время эти системы достигли Японии, Кореи и распространились по всему миру.
Дальнейшее смешение с существующими на Юго-Востоке системами борьбы и определило то, что сейчас мы называем корейской, японской, филиппинской, тайской и т.п. борьбой.
Япония разработала большое количество боевых искусств, которые до сих пор широко распространены и которыми занимаются во всем мире.
К ним относится и джиу-джитсу («джиу» или «дзю» означает «мягкий», благородный, ловкий, гибкий; «джитсу» или «дзюцу» — искусство, техника). Этот вид борьбы:
—известен под различными названиями, например явара, ва-дзюцу, когусоку, тай-дзюцу, кумиучи, кэмпо, торитэ, коси-но-ма-вари, хакуда и др.;
—практикуется в различных школах (рю): Тенсин-синьё-рю,Такеноучи-рю, Кито-рю, Секигуки-рю, Юсин-рю и т.д.;
—отличается методом и идеологией в зависимости от принадлежности к той или иной семье;
—основан на безусловном использовании всех потенциальных возможностей тела и энергии противника. В некоторых старинных исторических источниках Японии начало проведения силовых состязаний и соревнований относится к 230 г. до н.э.
Предполагается, что речь идет о сумо и джиу-джитсу. Однако более конкретные сведения о происхождении джиу-джитсу относятся к гораздо позднему времени, а именно к XVI в., хотя под этим термином фигурируют другие стили и школы.
Значительного развития джиу-джитсу достигло к началу XIX в., когда в Японии произошли социальные потрясения, вызвавшие упадок школ боевых искусств. Джиу-джитсу стало прародителем нескольких новых видов единоборств, чьи основатели взяли из джиу-джитсу все лучшее и экстраполировали на свои школы.
За упадком боевых искусств в XIX в. последовал их расцвет в XX в. и распространение на Западе, где они, развиваясь как спортивные или воспитательные дисциплины, порой достигали и еще достигают ощутимого прогресса.
Своей жизненностью и распространением эти облагораживающие дисциплины обязаны тем западным и восточным руководителям, которые интерпретировали ценные старинные понятия в современном ключе, не искажая ни содержимого, ни формы. В противном случае в эпоху роботов они были бы анахронизмом.