Поединок в сумо

Поединки сумотори — это быстрое, мощное действие! Большинство матчей завершается за несколько секунд с того момента, когда борцы срываются со старта. Борец, который падает на землю, выходит из круга или выталкивается из него первым, является проигравшим в поединке.

Во время разминки гёдзи (рефери) направляет борцов командами. Если оба борца считают себя готовыми к бою, они могут начать свой поединок рано (дзикан маэ). Оба должны двигаться одновременно. Когда установленное для разминки и нирамиаи время закончилось (дзикан иппаи), гёдзи повернётся к ним лицом, выкрикнет «Матта — наси» или «Сэигэн дзинкан иппаи» («Пора») и поднимет вертикальногум- бай (боевой веер, символ власти рефери). Как только гёдзи объявил «Пора», борец не имеет права покинуть центр дохё, чтобы снова взять соль или воду. Если в какой-то момент он сделает шаг за пределы дохё, то автоматически про-играет поединок. Напряжение достигает апогея, когда два борца синхронизируют свое дыхание и ритм и, не говоря ни слова, используя только визуальный контакт, касаются земли обоими кулаками и затем атакуют друг друга. Первоначальный рывок, называемый та-тиаи, должен быть синхронным. Если один борец срывается со старта слишком рано или не готов (допускает задержку — матта), рефери остановит поединок, и борцы начнут снова. Борцам дзюрё назначают штраф 500 долларов, а борцам макуути — 1000 дол-ларов за совершение матта. Наказанию могут подвергнуть либо одного, либо обоих участников.

Большинство матчей в сумо очень короткие — всего несколько секунд. Длинным считается поединок, который продолжается больше минуты. Как только начинается бой, в действие вступают очень простые правила. Проигравшим поединок считается тот, кто первым:

1. Выйдет или выпадет из круга.
2. Коснется земли любой частью тела, кроме подошв ступней.
3. Использует запрещенный прием, или киндзитэ (то есть будет душить, тянуть за волосы, тыкать пальцами в глаза, бить кулаками, одновременно хлопать по обоим ушам, хватать за область паха или бить ногами выше колен)
4. Потеряет свой маваси (это практически никогда не происходит, потому что рефери, не назначая борцу наказания, обычно объявит таймаут — гёдзи матта — и затянет ставший чересчур свободным пояс бойца, до того как тот с него упадет).

Официально существует семьдесят кимаритэ, или победных приемов, но обычно показывают только 48 из них. Многие представляют собой колющие удары или толчки, броски руками или подножки. На иллюстрациях (с. 85— 89) вы видите некоторые из более рас-пространенных приемов (победитель изображен в черном маваси).

Если поединок продолжается долгое время и оба рикиси выглядят уставшими (и остановились, сделав атакующие движения), гёдзи может объявить таймаут, называемый мидзуири. Он останавливает борцов в их позициях и позволяет им вернуться в свои углы для того, чтобы выпить воды. Затем они возвращаются снова, одновременно похлопывая по тыльной стороне маваси.

Сразу же после матча гёдзи укажет своим гумбай в направлении победившей стороны. Однако иногда борцы падают практически мгновенно, и трудно точно определить победителя. Даже если поединок заканчивается вничью, гёдзи все же обязан объявить одного из борцов победителем. Если есть возражения, один из пяти син-пан (судей за пределами дохё), соберет моноии (совещание) и судьи вступят на дохё.

Там они обсуждают поединок и могут вынести какое-либо из следующих решений:
1. Утвердить решение гёдзи (гам-бай-дори).
2. Отменить его (саситигаи).
3. Назначить повторный поединок (торинаоси).
В дивизионе макуути немедленно повторно просматривают видеозапись поединка и результаты передают через наушники одному из судей. После принятия решения главный синпан через систему громкого оповещения объявляет результат публике. Окончательным становится решение судей, а не гёдзи. Позже ни одно принятое ими решение не может быть пересмотрено.