Скорость — это способность выполнять различные движения в максимально короткий промежуток времени. Она измеряется временем выполнения отдельного действия.
Скорость бойца зависит от быстроты реакции или протекания нервных процессов, от точности работы анализаторов, от силы мышц и массы, которую они должны перемещать, от структуры выполняемого действия и составляющих его элементов, от степени совершенства двигательного навыка и от усилий противника. Усилия противника, складываясь с усилиями проводящего прием, дают возможность выполнить его быстрее, а усилия, направленные в противоположную сторону, замедляют его выполнение.
Скорость развивается общеразвивающими и специальными упражнениями.
К общеразвивающим относятся различные упражнения легкой атлетики, упражнения на точность и реакцию, выполнение действий по хлопку или на прикосновение, а также упражнения с посторонней помощью, например бег под уклон.
К специальным упражнениям относится выполнение определенных действий или приемов в тот момент, когда партнер на короткий промежуток времени создает для этого удобные условия. Эти упражнения можно усложнить, дав указание выполнять любой прием, который удобно проводить в складывающейся ситуации, а партнеру создавать удобные условия для проведения различных приемов. Еще большее усложнение этого метода совершенствования быстроты заключается в том, что партнер в течении определенного времени создает условия для применения каких-либо технических действий и после начала их проведения быстро защищается.
Увеличение скорости за счет улучшения структуры приема совершенствуется в парной работе с партнером. В этом случае, занимающемуся предлагается многократное выполнение приема в короткое время (до 1 минуты). За это время нужно выполнить прием максимальное количество раз.
Увеличение скорости за счет сложения сил бойца и противника, сложение скорости движения частей тела нападающего и защищающегося, развиваются изучением приемов с использованием сложения усилий, т.е. навстречу. В этом случае одному партнеру дают задание прикладывать силу в одном направлении, например толкать или тянуть, а другому выполнять прием в направлении усилий партнера. Постепенно время прикладываемого партнером усилия сокращается для того, чтобы проводящий прием научился быстрее реагировать на прилагаемое усилие.
Важным аспектом тренировочного цикла, направленного на развитие скорости, является планирование отдыха после выполнения каждого цикла упражнений. Время, потраченное на отдых, примерно должно соответствовать времени, потраченному на упражнение.
Если при выполнении упражнений для развития быстроты появляется усталость и быстрота действий снижа-ется, то выполнение упражнений следует прекратить.